hotline
 kor

Новини та повідомлення

ОГЛЯД ЗМІ. «Съезд судей: между прошлым и будущим»

30.09.2014

№ 37 (255), 9 стр., 27 сентября 2014 | Актуально

Наталья Мамченко,

«РЎСѓРґРµР±РЅРѕ-юридическая газета»

Революция Достоинства поставила перед властью конкретную цель: фундаментальная перезагрузка всего госаппарата Рё РµРіРѕ очищение РѕС‚ любых коррупционных проявлений. «Р—наменем» достижения этой цели стали принятый 8 Р°РїСЂРµР»СЏ СЃ. Рі. Закон «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ», Р° Р·Р°С‚ем – Закон «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти».

Что касается судебной системы, то решить РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ задачу Рё РїРѕР»РЅРѕСЃС‚СЊСЋ обновить состав ее ключевых органов – Высшего совета юстиции Рё Р’ысшей квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃСѓРґРµР№ Украины, отвечающих Р·Р° формирование СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃР° Рё РїСЂРёРІР»РµС‡РµРЅРёРµ СЃСѓРґРµР№ Рє РѕС‚ветственности Р·Р° незаконные действия, должен был XII РІРЅРµРѕС‡РµСЂРµРґРЅРѕР№ съезд судей Украины. Рменно РЅР° этот наивысший орган СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ самоуправления возложены задачи РїРѕ определению дальнейшего РєСѓСЂСЃР° развития отечественной Фемиды. РќРѕ РєР°Рє известно, первая С‡Р°СЃС‚СЊ СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ форума, состоявшаяся 19–20 РёСЋРЅСЏ СЃ. Рі., оказалась тщетной попыткой (СЃРј. «РЎСѓРґРµР±РЅРѕ-юридическая газета в„–24 (242) РѕС‚ 22 РёСЋРЅСЏ 2014 Рі.).

От первого лица

Р’Рѕ время первого этапа съезда, напомним, сомнения РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ целесообразности его проведения Сѓ РґРµР»РµРіР°С‚РѕРІ вызвало отсутствие первого лица государства – Президента, Р° С‚акже министров юстиции Рё С„инансов, которые РІ Р±С‹Р»С‹Рµ времена, РїРѕ крайней мере, присылали СЃРІРѕРёС… представителей. До РїРѕСЃР»РµРґРЅРµРіРѕ момента РЅРµ Р±С‹Р»Рѕ известно, посетит Р»Рё глава государства назначенный РЅР° 25–26 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ съезд Рё РІ СЌС‚РѕС‚ раз. Однако РІ РёС‚РѕРіРµ это РІСЃРµ Р¶Рµ произошло – Президент Украины РџРµС‚СЂ Порошенко СЃС‡РµР» необходимым РЅРµ РїСЂРѕСЃС‚Рѕ прислать своего представителя, Р° РїСЂРёСЃСѓС‚ствовать РЅР° съезде лично.

Р’ своем выступлении глава государства коснулся «РЎС‚ратегии-2020», которая предусматривает реализацию 60 реформ, значительное место среди которых занимает судебная. «РЇ РїРѕР»Р°РіР°СЋСЃСЊ РЅР° вас, что нам СЃ РІР°РјРё вместе СЃ РѕР±С‰РµСЃС‚венностью, СЃ РЅРѕРІРѕРёР·Р±СЂР°РЅРЅС‹Рј парламентом РїСЂРё полной моей поддержке как Президента удастся провести РЅРѕРІСѓСЋ судебную реформу, которая сделает ключевое – восстановит доверие людей Рє СЃСѓРґСЊСЏРј, сделает так, что даже проигравшая сторона РІ СЃСѓРґРµР±РЅРѕРј процессе выйдет РёР· зала довольной справедливостью», – сказал РѕРЅ Рё РїРѕРґС‡РµСЂРєРЅСѓР», что создание судебной системы, которая отвечает европейским стандартам, является его «РѕР±СЏР·Р°С‚ельным приоритетом». РљСЂРѕРјРµ того, Президент напомнил, что проведение судебной реформы является РѕРґРЅРёРј РёР· обязательств Украины РІ СЂР°РјРєР°С… Соглашения РѕР± ассоциации СЃ Р•РІСЂРѕСЃРѕСЋР·РѕРј. «РџРµСЂРІРѕРµ, СЃ С‡РµРіРѕ начинается любой разговор РЅР° любом СѓСЂРѕРІРЅРµ, – судебная реформа, – сказал РѕРЅ. – Первое, СЃ С‡РµРіРѕ РјС‹ должны начинать – антикоррупционные шаги. Р РјС‹ должны полагаться РЅР° честные Рё Р±РµСЃРїСЂРёСЃС‚растные СЃСѓРґС‹». Р’ Р·Р°РІРµСЂС€РµРЅРёРµ речи Рџ. РџРѕСЂРѕС€РµРЅРєРѕ призвал съезд судей ускорить завершение формирования Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ.

Вдохновили Р»Рё делегатов съезда слова главы государства, или Рє РЅРёРј пришло осознание необходимости прийти, наконец, Рє РєРѕРЅСЃРѕР»РёРґРёСЂРѕРІР°РЅРЅРѕР№ позиции, РЅРѕ, забегая наперед, скажем, что эту задачу СЃСѓРґРµР№СЃРєРёР№ форум выполнил.

Рсполнительная Р¶Рµ Рё Р·Р°РєРѕРЅРѕРґР°С‚ельная власть РІ РѕС‡РµСЂРµРґРЅРѕР№ раз РЅРµ РїРѕСЃРµС‚или СЃСѓРґРµР№СЃРєРёР№ форум, что достаточно странно, так как министерство юстиции РІ РїРѕСЃР»РµРґРЅРµРµ время обособленно разрабатывает законопроекты Рѕ СЂРµС„ормировании судебной власти, РЅРµ СЃРїСЂР°С€РёРІР°СЏ совета Сѓ РїРѕСЃР»РµРґРЅРµР№, Р° РњРёРЅС„РёРЅ фонтанирует идеями РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё средств РЅР° отечественной Фемиде. Более того, РЅРµ РїСЂРѕСЃС‚Рѕ наболевшим, Р° РєСЂРёС‚ическим РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј является ситуация СЃ СЃСѓРґР°РјРё РІ Р·РѕРЅРµ проведения РђРўРћ (СЃРј. РєРѕРјРјРµРЅС‚арий СЃСѓРґСЊРё Донецкого апелляционного админсуда Сергея Чумака).

Не повторить ошибок

«РњС‹ уже были свидетелями первой С‡Р°СЃС‚Рё съезда, завтра приходите посмотреть РЅР° вторую С‡Р°СЃС‚СЊ. Впечатления Р±СѓРґСѓС‚ незабываемыми», – отметил, обращаясь Рє Р¶СѓСЂРЅР°Р»РёСЃС‚ам, РЅР° брифинге после заседания 24 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ глава Временной спецкомиссии РїРѕ проверке СЃСѓРґРµР№ Р’ладимир РњРѕР№СЃРёРє.

Действительно, РЅРµ СЃРµРєСЂРµС‚, что первая С‡Р°СЃС‚СЊ съезда РїРѕ председательством СЌРєСЃ-главы Совета СЃСѓРґРµР№ Украины Р’асилия Онопенко Р±С‹Р»Р° слабой РїРѕ организации – зал заседаний был арендован РЅР° РѕРґРёРЅ РґРµРЅСЊ, причем, как отметил Р’. РћРЅРѕРїРµРЅРєРѕ, призывая делегатов работать быстрее, обошелся РІ $20 С‚ыс. Однако РІСЃРєРѕСЂРµ выяснилось, что успеть рассмотреть РІСЃРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Р·Р° РѕРґРёРЅ РґРµРЅСЊ просто физически невозможно. Около 5 С‡Р°СЃРѕРІ заняло только обсуждение целесо­РѕР±СЂР°Р·РЅРѕСЃС‚Рё проведения съезда. Немало времени делегаты дискутировали Рѕ РєРІРѕС‚ах. Р’ РёС‚РѕРіРµ 19 РёСЋРЅСЏ было объявлено только РѕРґРЅРѕ голосование – Р·Р° членов РЎРЎРЈ, РґР° Рё С‚Рѕ СЃСѓРґСЊРё начали голосовать только после 21.00.

Рђ РєРѕРіРґР° вечером 19 РёСЋРЅСЏ началось выдвижение кандидатур РІ Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ, РїРѕРґ микрофоном образовалась целая очередь – предложений была масса. Всего РЅР° места РІ СЃРѕСЃС‚аве Совета Рё РљРѕРјРёСЃСЃРёРё претендовали более трех десятков кандидатов. Р’ РёС‚РѕРіРµ ближе Рє РїРѕР»СѓРЅРѕС‡Рё стало СЏСЃРЅРѕ, что далее продолжать невозможно, Рё РїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ельствующий РѕР±СЉСЏРІРёР» перерыв РґРѕ 9 СѓС‚СЂР° 20 РёСЋРЅСЏ.

РЎ определением Р¶Рµ результатов голосования Р·Р° членов Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ возникла настоящая путаница. Чтобы устранить эти пробелы, перед новым составом РЎРЎРЈ была поставлена непростая задача – РѕРЅ должен был четко выписать регламент проведения съезда. Над ее выполнением члены Совета работали РІ Р±СѓРєРІР°Р»СЊРЅРѕРј смысле РЅРµ РїРѕРєР»Р°РґР°СЏ СЂСѓРє. После горячих РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёР№ (Р° новый состав РЎРЎРЈ РЅРµ 11 С‡Р»РµРЅРѕРІ, как прежде, Р° 40) его проект был подготовлен для утверждения съездом (СЃРј. «РЎСѓРґРµР±РЅРѕ-юридическая газета» в„–34 (252) РѕС‚ 5 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ 2014 Рі.).

РќРѕ тут возникла ожидаемая загвоздка – РІРѕР·РЅРёРє РІРѕРїСЂРѕСЃ, РЅР° какие процедуры новый регламент будет распространяться: РЅР° выдвижение кандидатов, РЅР° голосование или РЅР° определение его итогов. Очевидно, чтобы избежать противоречий, было решено указать, что регламент вступит РІ СЃРёР»Сѓ СЃ РјРѕРјРµРЅС‚Р° его утверждения съездом Рё РѕР±РЅР°СЂРѕРґРѕРІР°РЅРёСЏ РЅР° сайте судебной власти, С‚. Рµ. работать РїРѕ новым правилам будет уже следующий СЃСѓРґРµР№СЃРєРёР№ форум. Вероятно, РЅР° это решение повлияла четкая организация съезда – никто РЅРµ РїС‹С‚ался сорвать его или затянуть время. Хотя РІРІРёРґСѓ того, что РЅР° последнем заседании РЎРЎРЈ шла речь Рѕ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРј продлении съезда РґРѕ 27 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ, такие СЂРёСЃРєРё были.

Как С‡Р°СЃС‹?

Впрочем, РЅРµ РІСЃРµ удалось СЃ РїРµСЂРІРѕРіРѕ раза. 25 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ было назначено голосование Р·Р° РґРІСѓС… членов Р’РЎР® – РїРѕ квоте РѕС‚ административной юстиции Рё РѕС‚ общей. Что касается хозяйственной, то поскольку, согласно результатам голосования РѕС‚ 20 РёСЋРЅСЏ, СЃСѓРґСЊСЏ Высшего хозяйственного СЃСѓРґР° РќР°С‚алья Волковицкая РЅР°Р±СЂР°Р»Р°274 РіРѕР»РѕСЃР° РїСЂРё необходимых 203 (половина РѕС‚ числа избранных делегатов), съезд решил считать ее назначенной членом Высшего совета юстиции без каких-либо дополнительных выборов.

Напомним, что РїРѕ итогам первой С‡Р°СЃС‚Рё съезда РґСЂСѓРіРёРµ кандидаты, СЃСѓРґСЊРё Высшего административного СЃСѓРґР° РђР»РµРєСЃРµР№ Муравьев Рё Р’ысшего спецсуда РїРѕ рассмотрению гражданских Рё СѓРіРѕР»РѕРІРЅС‹С… дел РњРёС…аил Вильгушинский РЅР°Р±СЂР°Р»Рё 97 Рё 91 РіРѕР»РѕСЃ соответственно, Рё РІРѕР·РЅРёРє РІРѕРїСЂРѕСЃ, можно Р»Рё, учитывая результаты голосования, считать РёС… избранными РІ Р’РЎР®, ведь согласно С‡. 2 СЃС‚. 10 Закона «Рћ Р’ысшем совете юстиции», назначенным РЅР° должность члена Р’РЎР® считается кандидат, который РїРѕ результатам тайного голосования получил большинство голосов РѕС‚ числа РёР·Р±СЂР°РЅРЅС‹С… РґРµР»РµРіР°С‚РѕРІ съезда (избрано было 408). Р’ СЃР»СѓС‡Р°Рµ Р¶Рµ, если голосование проводится РїРѕ кандидатурам, количество которых превышает квоту, назначенными считаются кандидаты, набравшие большинство голосов относительно РґСЂСѓРіРёС… кандидатов.

Ртак, 25 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ РІ Р±СЋР»Р»РµС‚ень для голосования было решено внести имена тех, кто РІ РїСЂРѕС€Р»С‹Р№ раз набрал больше всего голосов: РѕС‚ админюстиции – СЃСѓРґРµР№ Р’РђРЎРЈ РњРёС…аила Цуркана Рё РђР»РµРєСЃРµСЏ Муравьева, РѕС‚ общей юрисдикции – СЃСѓРґРµР№ Высшего спецсуда РїРѕ рассмотрению гражданских Рё СѓРіРѕР»РѕРІРЅС‹С… дел РђР»Р»С‹ Лесько Рё РњРёС…аила Вильгушинского. РџРѕ РёС‚огам тайного голосования Рђ. РњСѓСЂР°РІСЊРµРІ набрал 269 РіРѕР»РѕСЃРѕРІ. Что касается общих СЃСѓРґРѕРІ, то наибольшее количество голосов набрала Рђ. Лесько – 195, однако РёС… РЅРµ С…ватило, так как для избрания нужно было 203 РіРѕР»РѕСЃР°. Р—Р° РєР°РЅРґРёРґР°С‚СѓСЂСѓ Рњ. Вильгушинского РІ СЌС‚РѕС‚ раз проголосовали 157 РґРµР»РµРіР°С‚РѕРІ. Отметим, что РІ РіРѕР»РѕСЃРѕРІР°РЅРёРё приняли участие 375 РґРµР»РµРіР°С‚РѕРІ, действительными были признаны 356 Р±СЋР»Р»РµС‚еней, недействительными – 19. Так что РїРѕ итогам первого РґРЅСЏ работы съезд утвердил протокол Рѕ РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРёРё Рђ. Муравьева членом Р’РЎР® Рё РЅР°Р·РЅР°С‡РёР» новые выборы РїРѕ претенденту РѕС‚ общих СЃСѓРґРѕРІ.

26 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ делегаты выдвинули новых кандидатов РІ Р’РЎР®: СЃСѓРґСЊСЋ Р’РЎРЎРЈ РђР»Р»Сѓ Олийнык Рё СЃСѓРґСЊСЋ Апелляционного СЃСѓРґР° Киевской области Р’алерия Финагеева. Отметим, что РёРјСЏ последнего фигурировало РІ СЃРїРёСЃРєРµ кандидатов РІ РЎРѕРІРµС‚ СЃСѓРґРµР№ Украины, который 16 РёСЋРЅСЏ 2014 Рі. представил РЅР° СЃСѓРґ общественности РЅР° тот момент глава РЎРЎРЈ Р’асилий Онопенко. Сам Рі-РЅ Р¤РёРЅР°РіРµРµРІ отметил, что ему доводилось бывать РІ Р’ысшем совете юстиции, правда, РІ РєР°С‡РµСЃС‚РІРµ СЃСѓРґСЊРё, которому вменяли нарушение РїСЂРёСЃСЏРіРё (Р·Р° С‚Рѕ, что 30 РјР°СЏ 2007 Рі. РѕРЅ, будучи судьей Печерского райсуда РљРёРµРІР°, РІ РєРѕР»Р»РµРіРёРё вынес определение, которым было приостановлено действие постановления «Рћ РІСЂРµРјРµРЅРЅРѕРј РїРѕСЂСЏРґРєРµ назначения СЃСѓРґРµР№ РЅР° административные должности Рё СѓРІРѕР»СЊРЅРµРЅРёСЏ СЃ СЌС‚РёС… должностей»). Что касается Рі-жи РћР»РёР№РЅС‹Рє, то ее кандидатуру поддержали РјРЅРѕРіРёРµ, РІ С‚. С‡. Рњ. Р’ильгушинский, который «РїРѕ секрету» поведал делегатам, что РѕРЅР° была претендентом РІ СЃСѓРґСЊРё как Верховного, так Рё РљРѕРЅСЃС‚итуционного СЃСѓРґРѕРІ. РџРѕ РёС‚огам Р’. Р¤РёРЅР°РіРµРµРІ набрал 64 РіРѕР»РѕСЃР°, Рђ. РћР»РёР№РЅС‹Рє – 276, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ С‡РµРј принято решение назначить ее членом Р’РЎР® РїРѕ квоте общих СЃСѓРґРѕРІ.

Когда заработает ВСЮ?

Впрочем, эйфорию РѕС‚ столь продуктивной работы СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ форума испытывать РїРѕРєР° рано. РџРѕ РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р°Рј того Р¶Рµ Р’. РњРѕР№СЃРёРєР°, Высший совет юстиции РЅРµ Р·Р°СЂР°Р±РѕС‚ает раньше 2015 Рі. Ведь для того, чтобы РѕРЅ начал работу, необходимо 15 С‡Р»РµРЅРѕРІ, Р° РїРѕ состоянию РЅР° сегодня, РІ СЃРѕРѕС‚ветствии СЃ РґРµР№СЃС‚вующими актами Рѕ РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРёРё членов Р’РЎР® Рё РІСЃС‚упившими РІ СЃРёР»Сѓ решениям СЃСѓРґРѕРІ, РІ СЃРѕСЃС‚ав Р’РЎР® РІС…РѕРґСЏС‚ 10 РїРѕР»РЅРѕРјРѕС‡РЅС‹С… членов РїРѕ квоте Президента, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃР°, съезда судей, Р° С‚акже председатель Верховного РЎСѓРґР° Рё РјРёРЅРёСЃС‚СЂ юстиции РїРѕ должности. Парламент РІСЃРµ еще РЅРµ СЂРµС€РёР»СЃСЏ назначить СЃРІРѕРёС… представителей, Р° Р“енпрокурор РЅРµ РїСЂРёРІРµРґРµРЅ Рє РїСЂРёСЃСЏРіРµ. Что касается квоты юридических РІСѓР·РѕРІ Рё Р°РґРІРѕРєР°С‚СѓСЂС‹, то СЃСѓРґС‹ приняли решения Рѕ РїСЂРёР·РЅР°РЅРёРё решений соответствующих съездов Рѕ РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРёРё членов Р’РЎР® противоправными, отмене этих решений Рё РїСЂРёР·РЅР°РЅРёРё отсутствия полномочий Сѓ СЃРѕРѕС‚ветствующих членов Р’РЎР®.

Единственно правильный выход РёР· ситуации – назначить новые съезды ученых Рё Р°РґРІРѕРєР°С‚РѕРІ, которые провести четко РІ СЃРѕРѕС‚ветствии СЃ РїСЂРѕС†РµСЃСЃСѓР°Р»СЊРЅС‹Рј законом. Однако РЅР° то, чтобы организовать тот Р¶Рµ съезд адвокатов, нужно как РјРёРЅРёРјСѓРј 2–3 РјРµСЃСЏС†Р°: совет адвокатов, который его назначает, собирается каждые 2 РјРµСЃСЏС†Р°, Р° СЃСЉРµР·Рґ должен созываться РЅРµ РјРµРЅРµРµ чем Р·Р° 60 РґРЅРµР№.

Новые лица РІ Р’РљРљРЎ

Еще РѕРґРЅР° кадровая задача – наполнение Высшей квалифкомиссии СЃСѓРґРµР№ Украины – была выполнена СЃ РїРµСЂРІРѕРіРѕ раза. Так, съезд решил провести повторное голосование, включив РІ Р±СЋР»Р»РµС‚ени кандидатов, набравших наибольшее количество голосов согласно ранее утвержденному квотному принципу (1 СЃСѓРґСЊСЏ РѕС‚ хозяйственной Рё Р°РґРјРёРЅРёСЃС‚ративной юрисдикции, 4 – РѕС‚ общих СЃСѓРґРѕРІ), умноженному РЅР° РґРІР°. РџРѕ РёС‚огам голосования РІ РЅРѕРІС‹Р№ состав Р’РљРљРЎ вошли СЃСѓРґСЊСЏ Верховного РЎСѓРґР° Украины Р®СЂРёР№ Титов (РѕС‚ административной юрисдикции), СЃСѓРґСЊСЏ Высшего хозяйственного СЃСѓРґР° Украины РђРЅР°СЃС‚асия Зарицкая(РѕС‚ С…озяйственной юрисдикции), СЃСѓРґСЊСЏ Р’РЎРЈ РќРёРєРѕР»Р°Р№ Патрюк,СЃСѓРґСЊСЏ Апелляционного СЃСѓРґР° Харьковской области Р’алентина Устименко,СЃСѓРґСЊСЏ Р’РЎРЎРЈ РњРёС…аил Макарчук,СЃСѓРґСЊСЏ Апелляционного СЃСѓРґР° Донецкой области РќРёРєРѕР»Р°Р№ Мишин. Соответствующий протокол утвержден съездом единогласно (375 «Р·Р°»).

Таким образом, съезд полностью заполнил СЃРІРѕСЋ квоту РІ Р’РљРљРЎ, Р° С‚акже определился СЃ РµРµ «СЂРµР·РµСЂРІРѕРј» РЅР° случай выбывания РѕРґРЅРѕРіРѕ или нескольких членов. РџРѕ СЂРµР·СѓР»СЊС‚атам тайного голосования большинство голосов набрали 6 СЃСѓРґРµР№: РѕС‚ административной юрисдикции – СЃСѓРґСЊСЏ Р’РђРЎРЈ РќРёРєРѕР»Р°Р№ Федоров, РѕС‚ хозяйственной – СЃСѓРґСЊСЏ Р’РЎРЈ Р’ладимир Гуль, РѕС‚ общих СЃСѓРґРѕРІ – СЃСѓРґСЊСЏ Апелляционного СЃСѓРґР° Киева РЎС‚епан Гладий, СЃСѓРґСЊСЏ Р’РЎРЎРЈ Р’италий Гончар, СЃСѓРґСЊСЏ Р’РЎРЈ Р’ладимир Пивовар Рё СЃСѓРґСЊСЏ Апелляционного СЃСѓРґР° Рвано-Франковской области РќР°РґРµР¶РґР° Стефанив. Также съезд определил РїРѕСЂСЏРґРѕРє очередности включения СЃСѓРґРµР№-членов Р’РљРљРЎ РІ СЃРѕСЃС‚ав этого органа соответственно количеству отданных Р·Р° РЅРёС… голосов: РЎ. Р“ладий (220), Р’. РџРёРІРѕРІР°СЂ (203), Р’. Гончар (201), Рќ. РЎС‚ефанив (197).

По чьей вине задержка?

РќРѕ, опять-таки, кадровые решения съезда РїРѕРєР° РЅРµ РѕС‚разятся РЅР° составе РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, ведь для его обновления необходимо избрать 8 членов (С‡. 7 СЃС‚. 93 Закона «Рћ СЃСѓРґРѕСѓСЃС‚ройстве Рё СЃС‚атусе СЃСѓРґРµР№»), после чего работающий ныне состав Р’РљРљРЎ примет решение Рѕ РїСЂРµРєСЂР°С‰РµРЅРёРё СЃРІРѕРёС… полномочий Рё «РїРµСЂРµРґР°С‡Рµ эстафеты» РЅРѕРІРѕР№ каденции.

Нынешняя ситуация относительно Р’РљРљРЎ выглядит следующим образом. 2 С‡РµР»РѕРІРµРєР°, которые назначаются съездом представителей СЋСЂРІСѓР·РѕРІ Рё РЅР°СѓС‡РЅС‹С… учреждений, согласно решению СЃСѓРґР°, РЅРµ РёРјРµСЋС‚ полномочий. Председатель Государственной судебной администрации СЃРІРѕСЋ квоту (1 С‡РµР»РѕРІРµРє) РїРѕРєР° РЅРµ Р·Р°РїРѕР»РЅРёР».

Что касается квоты уполномоченного Р’Р  РїРѕ правам человека, то заседание РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ отбору кандидатов РЅР° должность члена Р’РљРљРЎ состоялось еще 12 РёСЋРЅСЏ. Ее СЃРѕРїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚елями стали сама уполномоченный Р’алерия Лутковская Рё РїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ель люстрационного комитета Р•РіРѕСЂ Соболев. РџСЂРё этом РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ решила допустить Рє СѓС‡Р°СЃС‚РёСЋ РІ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ всех кандидатов, которые прибыли РЅР° заседание, даже РїСЂРё наличии спорных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рѕ СЃРѕРѕС‚ветствии квалификационным требованиям относительно стажа работы РІ РѕС‚расли права. После изучения конкурсных предложений Рё РїСЂРѕРІРµРґРµРЅРёСЏ собеседования СЃ СѓС‡Р°СЃС‚никами РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ отбора РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ приняла решение РѕР± определении победителем РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° РРЅРЅС‹ Завальной РїСЂРё условии, что РѕРЅР° докажет наличие 20-летнего стажа работы РІ РѕС‚расли права. Доказала Р»Рё Рі-жа Р—авальная данный факт, РїРѕРєР° неизвестно.

Еще РѕРґРЅРѕ место РІ Р’РљРљРЎ «Р·Р°СЂРµР·РµСЂРІРёСЂРѕРІР°РЅРѕ» Р·Р° Минюстом. Напомним, еще 16 РёСЋРЅСЏ там РїСЂРѕС…РѕРґРёР» РєРѕРЅРєСѓСЂСЃ для назначения РЅР° должность члена Р’РљРљРЎ, для чего была собрана конкурсная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ, сопредседателями которой выступили РЅР° тот момент правительственный уполномоченный РїРѕ вопросам антикоррупционной политики РўР°С‚СЊСЏРЅР° Черновол Рё, РѕРїСЏС‚СЊ Р¶Рµ, Р•РіРѕСЂ Соболев. Впрочем, РЅРё РѕРґРёРЅ кандидат СЃРІРѕРёРјРё ответами «Р»СЋСЃС‚раторов» полностью РЅРµ СѓРґРѕРІР»РµС‚РІРѕСЂРёР», поэтому РњРёРЅСЋСЃС‚ продолжил собирать претендентов РЅР° место РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёРё.

Р’СЃРµ приведенные выше факты наглядно демонстрируют, что вменяемые теми Р¶Рµ люстраторами СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРјСѓ РєРѕСЂРїСѓСЃСѓ обвинения РІ РЅР°РјРµСЂРµРЅРЅРѕРј промедлении СЃ Р·Р°РїРѕР»РЅРµРЅРёРµРј мест РІ Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ звучат СЏРІРЅРѕ РЅРµ РїРѕ адресу. Стоит разобраться, кто РЅР° самом деле «РІРёРЅРѕРІРЅРёРє» волокиты, РёР·-Р·Р° которой процесс очищения Фемиды изнутри РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ РЅР°С‡Р°Р»СЃСЏ.

Вопрос доверия

Р’ отличие РѕС‚ предыдущего этапа съезда, СЃ РєРѕС‚РѕСЂРѕРіРѕ РјРЅРѕРіРёРµ кандидаты уехали РІ РЅРµРґРѕСѓРјРµРЅРёРё – зачем, собственно, РѕРЅРё собирались, поскольку вообще РЅРµ Р±С‹Р»Рё рассмотрены РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РѕР± СѓРіСЂРѕР·Рµ безопасности СЃСѓРґРµР№, организационных Рё С„инансовых проблемах, вторая его С‡Р°СЃС‚СЊ была более результативной. Так, утвердив базовые документы: регламент съезда, регламент назначения Рё СѓРІРѕР»СЊРЅРµРЅРёСЏ СЃСѓРґРµР№ Конституционного РЎСѓРґР° РїРѕ квоте съезда, изменения РІ РџРѕР»РѕР¶РµРЅРёРµ Рѕ РЎРѕРІРµС‚Рµ судей Украины, второй РґРµРЅСЊ, 26 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ делегаты смогли полностью посвятить обсуждению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ независимости СЃСѓРґРµР№ Рё РІРѕСЃСЃС‚ановления доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти. Рљ СЃР»РѕРІСѓ, впоследствии съезд решил заменить последнюю формулировку РЅР° «РїРѕРІС‹С€РµРЅРёРµ авторитета судебной власти».

Ртак, заслушав РІСЃРµ предложения, которые были высказаны делегатами Рё РїСЂРёРіР»Р°С€РµРЅРЅС‹РјРё, съезд РїСЂРёРЅСЏР» решение, РІ С‡Р°СЃС‚ности:

  • признать, что осуществление независимого правосудия РІ РѕС‚дельных зонах проведения РђРўРћ РЅР° территории Донецкой Рё Р›СѓРіР°РЅСЃРєРѕР№ областей является невозможным, Р° Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ СЃСѓРґРµР№ Рё СЂР°Р±РѕС‚РЅРёРєРѕРІ аппарата СЃСѓРґРѕРІ угрожает опасность;
  • поручить РЎРЎРЈ обратиться Рє РџСЂРµР·РёРґРµРЅС‚Сѓ, Р’Р , Кабмину, Р’РЎР®, Р’РљРљРЎ относительно незамедлительного принятия мер для срочного решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° изменения местонахождения СЃСѓРґРѕРІ, находящихся РІ Р·РѕРЅРµ проведения РђРўРћ, РіРґРµ РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть обеспечены гарантии независимости судопроизводства, Рё РїРµСЂРµРІРѕРґР° СЃСѓРґРµР№, РїРѕ РёС… согласию, РІ РґСЂСѓРіРёРµ СЃСѓРґС‹;
  • случаи вмешательства отдельных граждан, гражданских организаций, движений, политических партий, органов государственной власти Рё РёС… должностных лиц РІ РґРµСЏС‚ельность СЃСѓРґРѕРІ Рё СЃСѓРґРµР№, физическое влияние, запугивание, незаконные уголовные Рё РґРёСЃС†РёРїР»РёРЅР°СЂРЅС‹Рµ преследования Р·Р° СЏРєРѕР±С‹ заведомо неправосудные решения считать такими, которые РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє РЅР°СЂСѓС€РµРЅРёСЋ гарантий независимости судебной власти, представляют СѓРіСЂРѕР·Сѓ утверждению РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ верховенства права Рё РїРѕРґСЂС‹РІР°СЋС‚ РѕСЃРЅРѕРІС‹ правопорядка РІ РіРѕСЃСѓРґР°СЂСЃС‚РІРµ. Рекомендовать СЃСѓРґСЊСЏРј обращаться РІ РїСЂР°РІРѕРѕС…ранительные органы для привлечения виновных лиц Рє РѕС‚ветственности Р·Р° совершенные преступления РїРѕ СЃС‚. 376 Уголовного кодекса Украины Рё РґСЂСѓРіРёРј статьями, квалифицирующими совершенное;
  • считать недопустимыми Рё РїРѕРґСЂС‹РІР°СЋС‰РёРјРё доверие случаи унижения авторитета судебной власти должностными лицами органов государственной власти Рё РґРµРїСѓС‚атами, публичные обвинения РІ Р°РґСЂРµСЃ СЃСѓРґРѕРІ Рё СЃСѓРґРµР№ РІ РїСЂРѕС‚ивоправной деятельности без приведения конкретных фактов;
  • утвердить обращение XII РІРЅРµРѕС‡РµСЂРµРґРЅРѕРіРѕ съезда судей Украины Рє РџСЂРµР·РёРґРµРЅС‚Сѓ, председателю Р’Р , Премьер-министру относительно обеспечения независимости СЃСѓРґРµР№ Рё РїРѕРІС‹С€РµРЅРёСЏ авторитета судебной власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ;
  • поручить Совету СЃСѓРґРµР№ Украины: 1) РѕР±СЂР°С‚иться Рє Р’ерховной Раде относительно необходимости немедленного рассмотрения РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ избрания бессрочно судей, работающих РІ Р·РѕРЅРµ проведения РђРўРћ; 2) РїРѕРІС‚РѕСЂРЅРѕ обратиться Рє РџСЂРµР·РёРґРµРЅС‚Сѓ Украины как главе государства Рё РіР°СЂР°РЅС‚Сѓ Конституции РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ обеспечения рассмотрения парламентом решений относительно карьеры СЃСѓРґРµР№, РёС… увольнения СЃ РґРѕР»Р¶РЅРѕСЃС‚ей РІ СЃРѕРѕС‚ветствии СЃ С‚ребованиями Конституции Рё Р·Р°РєРѕРЅРѕРІ Украины Рё СѓСЃРєРѕСЂРµРЅРёСЏ приведения Рє РїСЂРёСЃСЏРіРµ судей, назначенных впервые, РІ С‚. С‡. работающих РІ Р·РѕРЅРµ проведения РђРўРћ;
  • признать недопустимым принятие законодательных актов Рё/или внесение изменений РІ РЅРёС…, ограничивающих гарантии независимости СЃСѓРґРѕРІ Рё СЃСѓРґРµР№;
  • поручить председателю Верховного РЎСѓРґР° Украины созвать пленум этого СЃСѓРґР° Рё РїРѕРґРіРѕС‚овить обращение РІ РљРѕРЅСЃС‚итуционный РЎСѓРґ Украины для предоставления вывода Рѕ СЃРѕРѕС‚ветствии Конституции Украины законов, ограничивающих гарантии независимости СЃСѓРґРµР№ Рё СЃСѓРґРѕРІ;
  • Совету СЃСѓРґРµР№ Украины: 1) РѕСЃСѓС‰РµСЃС‚влять мониторинг прессы Рё С‚елевидения РЅР° предмет выявления информационных материалов, угрожающих независимости Рё Р°РІС‚оритету судебной власти Рё РЅРµР·Р°РјРµРґР»РёС‚ельно реагировать; 2) РІ 2014 Рі. провести круглый стол СЃ Р¶СѓСЂРЅР°Р»РёСЃС‚ами ведущих РЎРњР РїРѕ проблемным вопросам освещения деятельности СЃСѓРґРѕРІ; 3) РёРЅРёС†РёРёСЂРѕРІР°С‚СЊ внесение изменений РІ СЃС‚андарты журналистики РІ С‡Р°СЃС‚Рё запрета обвинения СЃСѓРґРµР№ Рё СЃСѓРґРѕРІ РІ РїСЂРѕС‚ивоправных действиях, решениях Рё Р±РµР·РґРµСЏС‚ельности без приведения конкретных фактов Рё Р»РёС†; 4) СЃС‚имулировать развитие судебной журналистики; 5) РѕРїСЂРµРґРµР»РёС‚СЊ правила освещения деятельности СЃСѓРґРѕРІ Рё СЃСѓРґРµР№ РІ СЃРѕС†РёР°Р»СЊРЅС‹С… сетях Рё СЃС‚андарты информационной деятельности РІ РёРЅС‚ернете; 6) разработать рекомендации относительно алгоритма действий СЃСѓРґСЊРё РІ СЃР»СѓС‡Р°Рµ противоправного влияния РЅР° него; 7) РёР·СѓС‡РёС‚СЊ опыт работы органов СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ самоуправления РґСЂСѓРіРёС… стран относительно защиты прав СЃСѓРґРµР№; 8) СЂР°Р·СЂР°Р±РѕС‚ать РїРѕСЂСЏРґРѕРє принятия решений органами СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ самоуправления путем РѕРїСЂРѕСЃР° СЃСѓРґРµР№ СЃ РїСЂРёРјРµРЅРµРЅРёРµРј информационных технологий; 9) РїСЂРёРЅСЏС‚СЊ меры для обеспечения участия представителей судебной власти РІ СЂР°Р·СЂР°Р±РѕС‚РєРµ Рё РѕР±СЂР°Р±РѕС‚РєРµ проектов законов относительно судебной реформы;
  • Высшей квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃСѓРґРµР№ Украины: 1) РЅРµРјРµРґР»РµРЅРЅРѕ передать РІ Р’Р  материалы РїРѕ СЃСѓРґСЊСЏРј, рекомендованным для избрания РЅР° должность СЃСѓРґСЊРё бессрочно; 2) РѕР±РµСЃРїРµС‡РёС‚СЊ прозрачность процесса привлечения СЃСѓРґРµР№ Рє РѕС‚ветственности, активно привлекать Рє СѓС‡Р°СЃС‚РёСЋ РІ СЌС‚РѕРј процессе РЎРњР Рё РѕР±С‰РµСЃС‚венность;
  • обратиться Рє Р’Р  относительно недопустимости внесения изменений РІ Р·Р°РєРѕРЅРѕРґР°С‚ельство РѕР± оплате труда СЃСѓРґРµР№ Рё СЂР°Р±РѕС‚РЅРёРєРѕРІ СЃСѓРґР° Законом Рѕ РіРѕСЃР±СЋРґР¶РµС‚Рµ РЅР° соответствующий РіРѕРґ;
  • обратиться Рє РљРњРЈ РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ выравнивания размера оплаты труда работников СЃСѓРґР° СЃ СЂР°Р·РјРµСЂРѕРј оплаты труда соответствующих работников органов исполнительной власти Рё С‚. Рґ.

Рђ напоследок СЏ скажу…

Казалось Р±С‹, претензий Рє СЂР°Р±РѕС‚Рµ съезда РІ СЌС‚РѕС‚ раз быть РЅРµ РјРѕР¶РµС‚: если РІ РµРіРѕ С…РѕРґРµ Рё РІРѕР·РЅРёРєР°Р»Рё какие-то СЃРїРѕСЂС‹, то касались РѕРЅРё РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ повестки РґРЅСЏ, Р° РЅРµ РїСЂРѕС†РµРґСѓСЂС‹. Однако уже после рассмотрения всех РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ председательствующая РЅР° съезде Р›СЋРґРјРёР»Р° Соломаха СЃРѕРѕР±С‰РёР»Р°, что поступило заявление РѕС‚ СЃСѓРґСЊРё Высшего специализированного СЃСѓРґР° РїРѕ рассмотрению гражданских Рё СѓРіРѕР»РѕРІРЅС‹С… дел (Рё главы Совета СЃСѓРґРµР№ общих СЃСѓРґРѕРІ) РџР°РІР»Р° Гвоздика, РІ РєРѕС‚РѕСЂРѕРј РѕРЅ указывает, что V конференцией судьей общих СЃСѓРґРѕРІ РѕС‚ 11 РёСЋРЅСЏ СЃ. Рі. РѕРЅ был избран делегатом XII внеочередного съезда судей Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ признать его полномочия как делегата.

Напомним, 19 РёСЋРЅСЏ мандатная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ заседала более РґРІСѓС… С‡Р°СЃРѕРІ Рё СЂР°СЃСЃРјРѕС‚рела полномочия всех делегатов. Было РјРЅРѕРіРѕ нареканий РѕС‚ общественных организаций относительно того, что РёС… избрание прошло неправильно. РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ рассмотрела РІСЃРµ жалобы Рё СѓСЃС‚ановила, что 4 С‡РµР»РѕРІРµРєР° были выбраны СЃ РЅР°СЂСѓС€РµРЅРёРµРј законодательства, поскольку тогдашний Совет СЃСѓРґРµР№, РїРѕ мнению мандатной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, дал неверные консультации, РІ СЂРµР·СѓР»СЊС‚ате чего неправильно были истолкованы РЅРѕСЂРјС‹ Закона «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системе». Р’ С‡РёСЃР»Рѕ этих людей попал Рё СЃСѓРґСЊСЏ Гвоздик. Соответствующее решение было утверждено съездом.

«Р›РёС€РµРЅРёРµ меня возможности полноценно принимать участие РІ СЂР°Р±РѕС‚Рµ съезда является нарушением РјРѕРёС… прав РЅР° участие РІ СЂР°Р±РѕС‚Рµ органов СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ самоуправления Рё СЏРІР»СЏРµС‚СЃСЏ недопустимым», – отмечает РІ Р·Р°СЏРІР»РµРЅРёРё Рџ. Р“РІРѕР·РґРёРє. Впрочем, как отметил РІ РєРѕРјРјРµРЅС‚арии корреспонденту «РЎСѓРґРµР±РЅРѕ-юридической газеты» СЃСѓРґСЊСЏ Хозяйственного СЃСѓРґР° Киева РЎРµСЂРіРµР№ Балац, «С‚Рѕ, что Павел Гвоздик подал заявление, вполне может означать попытку обжалования решений съезда. Человек оставил себе такую возможность РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ С‚ем, что его СЏРєРѕР±С‹ неправомерно РЅРµ РґРѕРїСѓСЃС‚или Рє СЂР°Р±РѕС‚Рµ съезда».

Съезд рассмотрел РґРІР° варианта: отказать РІ СЂР°СЃСЃРјРѕС‚рении заявления Рџ. Р“РІРѕР·РґРёРєР° или отказать РІ СѓРґРѕРІР»РµС‚ворении этого заявления РїРѕ существу, Рё РѕСЃС‚ановился РЅР° последнем. Такой вариант поддержали 352 РґРµР»РµРіР°С‚Р°, 3 РІС‹СЃРєР°Р·Р°Р»РёСЃСЊ против, Р° 8 РІРѕР·РґРµСЂР¶Р°Р»РёСЃСЊ. РќР° СЌС‚РѕРј участники наивысшего органа СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ самоуправления решили завершить работу.

Как уже было сказано, Президент Украины РІ СЃРІРѕРµР№ речи СѓРїРѕРјСЏРЅСѓР» Рѕ РіСЂСЏРґСѓС‰РµР№ судебной реформе. Какую форму РѕРЅР° обретет РІ РёС‚РѕРіРµ Рё Р±СѓРґРµС‚ Р»Рё учтено мнение СЃСѓРґРµР№ – РІРѕС‚ главный РІРѕРїСЂРѕСЃ для следующего СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ форума.


КОММЕНТАРРРЭКСКЛЮЗРР’

Сергей Балац, судья Хозяйственного суда Киева (был избран членом ВСЮ от съезда адвокатов)

– Для того, чтобы Высший совет юстиции РјРѕРі начать работу, необходимо 15 С‡РµР»РѕРІРµРє, которые РїСЂРёРјСѓС‚ РїСЂРёСЃСЏРіСѓ. РќР° СЃРµРіРѕРґРЅСЏ вступили РІ СЃРёР»Сѓ решения Окружного административного СЃСѓРґР° Киева относительно признания решений съезда представителей научных учреждений Рё СЃСЉРµР·РґР° адвокатов Рѕ РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРёРё членов Р’РЎР® противоправными, отмене этих решений Рё РїСЂРёР·РЅР°РЅРёРё отсутствия полномочий Сѓ С‡Р»РµРЅРѕРІ Р’РЎР®. РћС‚ каждого РёР· съездов избиралось РїРѕ 3 человека, которые РЅРµ РІСЃС‚упили РІ РґРѕР»Р¶РЅРѕСЃС‚Рё. Плюс есть еще трое, которые РЅРµ РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅС‹ РѕС‚ Верховной Рады. Ртого – 9 С‡РµР»РѕРІРµРє. Что РєР°СЃР°РµС‚СЃСЏ съезда адвокатов, то если кассационная инстанция поддержит решение первой Рё РІС‚РѕСЂРѕР№, Совет адвокатов должен будет назначить съезд. Этот Совет собирается каждые 2 РјРµСЃСЏС†Р°, Р° СЃСЉРµР·Рґ должен созываться РЅРµ РјРµРЅРµРµ, чем Р·Р° 60 РґРЅРµР№. Получается, что нужно как РјРёРЅРёРјСѓРј 2–3 РјРµСЃСЏС†Р°, чтобы провести съезд адвокатов.

Маркиян Галабала, зампредседателя Временной специальной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ проверке СЃСѓРґРµР№

– Думаю, что СЃСѓРґСЊРё, которые были выбраны РІ Р’РљРљРЎ Рё Р’РЎР®, заслуживают доверия. Существенных претензий Рє РЅРёРј нет. Отзывы Рѕ РЅРёС… как РѕС‚ общественности, так Рё РѕС‚ экспертного сообщества положительные. РР· РїРѕР»РѕР¶РёС‚ельных моментов отмечу, что РІ СЂРµРіР»Р°РјРµРЅС‚ работы съезда РІСЃРµ Р¶Рµ был внесен РїСѓРЅРєС‚, согласно которому любой может высказать СЃРІРѕРµ мнение относительно кандидатур РІ Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ. Без закулисных РёРіСЂ РЅРµ РѕР±РѕС€Р»РѕСЃСЊ Рё РЅР° этот раз, однако сейчас какое-либо влияние РЅР° СЃСѓРґРµР№ ограничено. Просто нет органа власти, который РјРѕРі Р±С‹ подмять судебную систему РїРѕРґ себя.

РљСЂРѕРјРµ того, отмечу, что СЃСѓРґСЊРё должны ходить РЅР° заседания Р’РЎРљ. Р’Рѕ-первых, своей неявкой РѕРЅРё демонстрируют неуважение Рє С‡Р»РµРЅР°Рј РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, Р° РІРѕ-вторых, это РІ РёРЅС‚ересах самих СЃСѓРґРµР№, которые таким образом РјРѕРіСѓС‚ публично донести СЃРІРѕСЋ позицию.

Наталья Волковицкая, судья Высшего хозяйственного суда Украины, член ВСЮ

– РЇ довольна, что меня выбрали РІ Р’ысший совет юстиции, РЅРѕ понимаю, что это большая ответственность, что предстоит РјРЅРѕРіРѕ работы. РќР° СЌС‚РѕРј съезде РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ задачей было решение кадровых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, Р° РІРѕС‚ далее РјС‹ должны разработать системный РїРѕРґС…РѕРґ Рє СЂРµС€РµРЅРёСЋ назревших проблем. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ внимание должно быть уделено восстановлению доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системе. Необходимо искать Рё РІР·Р°РёРјРѕРґРµР№СЃС‚РІРёРµ СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё ветвями власти, поскольку РјРЅРѕРіРёРµ законы, как процессуальные, так Рё СЂРµРіСѓР»РёСЂСѓСЋС‰РёРµ деятельность СЃСѓРґРѕРІ, разрабатываются Рё РїСЂРёРЅРёРјР°СЋС‚СЃСЏ без учета мнения СЃСѓРґРµР№. Рљ СЃРѕР¶Р°Р»РµРЅРёСЋ, Сѓ СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системы нет права законодательной инициативы, Р° РІСЃРµ наши обращения остаются нерассмотренными. РЎРѕ СЃРІРѕРµР№ стороны, РјС‹ стараемся что-то делать, издаем рекомендации Рё Р·Р°РјРµС‡Р°РЅРёСЏ, РЅРѕ С‡Р°СЃС‚Рѕ РЅРµ Р·РЅР°РµРј, есть Р»Рё вообще какая-то реакция РЅР° наши обращения. РљРѕРіРґР° потом читаем принятый закон, С‡Р°СЃС‚Рѕ приходится констатировать, что РІСЃРµ наши замечания просто проигнорированы.

Богдан Львов, председатель Высшего хозяйственного суда Украины

– РЇ Р±С‹ желал видеть РЅР° съезде РЅРµ С‚олько Президента, РЅРѕ Рё РїСЂРµРјСЊРµСЂ-министра, Рё РїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚еля Верховной Рады. РњРЅРµ кажется, РєРѕРіРґР° государство заботится РѕР± обновлении или даже создании РЅРѕРІРѕР№ судебной власти, РѕРЅРѕ должно это делать РЅРµ С‚олько РЅР° словах, РЅРѕ Рё РЅР° деле, С‚. Рµ. выслушать нас Рё СѓС‡РµСЃС‚СЊ наше мнение.

Решение кадровых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ действительно очень важно, РЅРѕ РѕРЅРё РЅРµ РґРѕР»Р¶РЅС‹ быть единственными. Съезд должен высказаться Рё РїРѕ СЃС‚ратегическим вопросам, например, определить, РІ РєР°РєРѕРј направлении должна развиваться судебная система, каким образом должно произойти восстановление доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системе.

Константин Бабенко, судья Киевского апелляционного административного суда

– Р’СЃРµ эти разговоры Рѕ РґРѕРІРµСЂРёРё-недоверии Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти раскручены РЎРњР. РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ говорить РѕР±Рѕ всех СЃРІРѕРёС… коллегах, РЅРѕ уверен, что РІСЃРµ решения, которые СЏ принимал как СЃСѓРґСЊСЏ-докладчик или предлагал принять коллегии, были законными. Обществу постоянно внушается мысль, что РІРѕ всем виноваты СЃСѓРґСЊРё. Плохи дела РЅР° РІРѕР№РЅРµ – виноваты СЃСѓРґСЊРё, нет экономического роста – тоже РѕРЅРё. Такое впечатление, что РєСЂРѕРјРµ нас, РІ СЃС‚ране больше РЅРёРєРѕРіРѕ нет. Хотя Сѓ РЅР°СЃ есть большая проблема – Конституция Рё Р·Р°РєРѕРЅС‹ постоянно переписываются РїРѕРґ какого-то конкретного человека. Меняется власть – меняются законы. Это недопустимо. Причем С‡Р°СЃС‚Рѕ законы разрабатывают те, кто РЅРµ РёРјРµРµС‚ РЅРё малейшего отношения Рє РїСЂР°РІРѕСЃСѓРґРёСЋ. Как пример – Закон «Рћ СЃСѓРґРѕСѓСЃС‚ройстве Рё СЃС‚атусе СЃСѓРґРµР№», Кодекс административного судопроизводства. РљРѕРіРґР° разрабатывают или принимают законопроект, который касается СЃСѓРґРµР№, нас даже РЅРµ РїСЂРёРіР»Р°С€Р°СЋС‚, чтобы его хотя Р±С‹ обсудить, выяснить наше мнение. Р’СЃРµ решается Р·Р° нас.

Алла Олийнык, судья ВССУ, член Высшего совета юстиции

– РњС‹ ожидаем гарантий независимости РѕС‚ государства, однако независимость – это РЅРµ С‚олько ожидаемые гарантии, РЅРѕ Рё Р±РѕР»СЊС€Р°СЏ ответственность перед гражданами Рё РіРѕСЃСѓРґР°СЂСЃС‚РІРѕРј. РњС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ РІРЅРµС€РЅРёС… факторах, повлиявших РЅР° РЅРёР·РєРёР№ уровень доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ ветви власти. РќРѕ СЏ С‚акже хочу напомнить, что есть Рё РІРЅСѓС‚ренние факторы РІ СЃР°РјРѕР№ судебной системе. РџРѕ РјРѕРµРјСѓ мнению, Рє СЌС‚РёРј факторам следует отнести: этическое поведение СЃСѓРґРµР№, нарушения равноправия сторон РІ СЃСѓРґРµР±РЅРѕРј процессе, немотивированность, необоснованность судебных решений Рё РёС… несвоевременное изготовление. Р’СЃРµ эти факторы также дают негативные последствия для отношения граждан Рє СЃСѓРґР°Рј. Чтобы возобновить доверие Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти, РјС‹ должны помнить Рѕ РЅРµРѕР±С…одимости преодоления этих негативных факторов.

Сергей Чумак, судья Донецкого апелляционного административного суда

– Сегодня РІ Р”онецкой Рё Р›СѓРіР°РЅСЃРєРѕР№ областях есть территории, которые никак РЅРµ РєРѕРЅС‚ролируются украинской властью. Это те территории, РЅР° которых Р·Р° украинский язык убивают, Р° СѓРєСЂР°РёРЅСЃРєСѓСЋ символику СЂРІСѓС‚ Рё С‚опчут. Там находятся сотни СЃСѓРґРµР№ Рё С‚ысячи работников аппарата, которые брошены РЅР° РїСЂРѕРёР·РІРѕР» СЃСѓРґСЊР±С‹. РќРё исполнительная, РЅРё законодательная власть РЅРµ РїСЂРµРґРїСЂРёРЅРёРјР°СЋС‚ никаких мер. Приняли закон Рѕ С‚РѕРј, чтобы передать дела РІ РҐР°СЂСЊРєРѕРІ, Запорожье Рё РґСЂ. РіРѕСЂРѕРґР°. Скажите, каким образом передать? Как можно везти дела РёР· Донецка РІ РҐР°СЂСЊРєРѕРІ? Каким образом Донецкий апелляционный СЃСѓРґ может передать дело, если его здание захвачено вооруженными боевиками, Р° РґРµР»Р° там? Р’ Р·РґР°РЅРёРµ РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ РїСѓСЃРєР°СЋС‚, трудовые книжки находятся Сѓ РІРѕРѕСЂСѓР¶РµРЅРЅС‹С… боевиков. Что делать этим СЃСѓРґСЊСЏРј? Захвачены строения Хозяйственного СЃСѓРґР° Донецкой области, РІ Р›СѓРіР°РЅСЃРєРѕР№ области СЃСѓРґ вообще разбомблен – РЅРё РѕРєРѕРЅ, РЅРё дверей. Р РІСЃРµ РІ РёСЋРЅРµ промолчали РѕР± этой ситуации, никакого обращения Рє РџСЂРµР·РёРґРµРЅС‚Сѓ, премьер-министру или парламенту. РЇ С…очу услышать, знают Р»Рё вообще Президент Рё РїСЂРµРјСЊРµСЂ-министр РѕР± этой ситуации.

Милиционеры, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂС‹ присягают ДНР, Р° РЅРё РѕРґРёРЅ СЃСѓРґСЊСЏ РїРѕРєР° этого РЅРµ СЃРґРµР»Р°Р». Однако Рё РјРёР»РёС†РёСЏ, Рё РїСЂРѕРєСѓСЂР°С‚СѓСЂР°, Рё РњР§РЎ предложили СЃРІРѕРёРј работникам: выезжайте СЃ СЌС‚РёС… территорий, РјС‹ обеспечим вас работой. Судебная система молчит. Поэтому СЏ РЅРµ РёСЃРєР»СЋС‡Р°СЋ, что завтра кто-то будет принимать РїСЂРёСЃСЏРіСѓ ДНР. Что сказать тысячам работников аппарата: РѕРЅРё нужны Украине или РјС‹ РёС… выгоняем? Р’ РЅР°С€РµРј здании, чтобы РІС‹ понимали, находится Министерство госбезопасности ДНР, Донецкого апелляционного админсуда больше нет. Рђ РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ РЅРµР·Р°РІРёСЃРёРјРѕСЃС‚Рё.

РЈ меня есть предложение РІ СЂРµС€РµРЅРёРё съезда первым пунктом указать: сделать обращение Рє РџСЂРµР·РёРґРµРЅС‚Сѓ, Кабмину Рё Р’ерховной Раде относительно того, чтобы были приняты безотлагательные меры РїРѕ обеспечению безопасности СЃСѓРґРµР№ Рё СЂР°Р±РѕС‚РЅРёРєРѕРІ СЃСѓРґРѕРІ РЅР° территории, которая РЅРµ РєРѕРЅС‚ролируется украинской властью. Хватит делать РІРёРґ, что ничего РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚.


Р¦РРўРђРўР«

Ярослав Романюк, председатель Верховного РЎСѓРґР° Украины: «4 РјР°СЂС‚Р° РІ РїР°СЂР»Р°РјРµРЅС‚Рµ была создана Временная специальная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ подготовке законопроекта Рѕ РІРЅРµСЃРµРЅРёРё изменений РІ РљРѕРЅСЃС‚итуцию. РћРЅР° наработала рекомендации, которые даже были направлены РІ Р’енецианскую РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ для получения определенного вывода, РЅРѕ РІ РґР°Р»СЊРЅРµР№С€РµРј были отозваны. Какой орган создан для подготовки изменений РЅР° сегодняшний РґРµРЅСЊ, РјРЅРµ неизвестно. Как РІ РїСЂРµРґС‹РґСѓС‰СѓСЋ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, так Рё РІ РЅРѕРІСѓСЋ, если РѕРЅР° существует, представители судебного сообщества РЅРµ РїСЂРёРІР»РµРєР°Р»РёСЃСЊ. Хотя европейские стандарты Рё РіР»Р°СЃСЏС‚, что РїСЂРё разработке законопроектов, касающихся статуса СЃСѓРґРµР№ или функционирования судебной системы, необходимо привлекать РІ РєР°С‡РµСЃС‚РІРµ экспертов представителей СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ сообщества, Р° РїРµСЂРµРґ голосованием таких законопроектов РІ РїР°СЂР»Р°РјРµРЅС‚Рµ нужно иметь заключение органов судебной власти».

Виктор Шишкин, СЃСѓРґСЊСЏ Конституционного РЎСѓРґР° Украины: «РќРёРєС‚Рѕ РЅРµ Р±СѓРґРµС‚ уважать СЃСѓРґРµР№, если РѕРЅРё сами себя РЅРµ РЅР°С‡РЅСѓС‚ уважать. РќРµ РјРѕРіСѓ согласиться СЃ С‚ем, что Сѓ РЅР°СЃ совсем нет гарантий РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° независимость. РћРґРЅР° РёР· таких гарантий находится РІ СЃС„ере конституционной Рё Р°РґРјРёРЅРёСЃС‚ративной юрисдикций. Р’ РїРµСЂРІРѕРј случае Рє РЅР°Рј РјРѕРіСѓС‚ обращаться СЃСѓРґС‹, чтобы признать неконституционными отдельные положения или целые законы. Верховный РЎСѓРґ имеет полномочия РЅР° своем пленуме рассмотреть Рё РІРЅРµСЃС‚Рё нам соответствующее конституционное прошение относительно неконституционности того или РёРЅРѕРіРѕ закона. РќРѕ С‚акого обращения РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ нет, РІ С‚. С‡. Рё РїРѕ некоторым положениям Закона «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ». Таким образом, Сѓ РЅР°СЃ есть механизм для Р±РѕСЂСЊР±С‹, РЅРѕ РјС‹ РёРј РЅРµ РїРѕР»СЊР·СѓРµРјСЃСЏ. Кстати, РєРѕРіРґР° СЏ сравниваю халтурно составленные обращения народных депутатов РІ РљРЎРЈ СЃ СЃРѕРѕС‚ветствующими обращениями Р’РЎРЈ, то вижу, что обращения последнего РЅР° три головы выше РїРѕ качеству подготовки. Рнеобходимо, что Р±С‹ РІ РљРЎРЈ обращались те, кто имеет необходимую профессиональную юридическую подготовку, Р° РёРјРµРЅРЅРѕ СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° через СЃРІРѕР№ пленум».

Повернутися до переліку розділу