hotline
 kor

Новини та повідомлення


ОГЛЯД ЗМІ. «Володимир Мойсик: Суспільство вимагає від ТСК більше дій, на які ми, на жаль, не маємо права»

15.09.2014

Видання: «РЎСѓРґРµР±РЅРѕ-юридическая газета»»
Номер видання: № 35 (253)
Автор: Катерина Беляева

Люстрация РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ набирает обороты, оставаясь РїСЂРё этом РѕРґРЅРёРј РёР· самых неожиданных Рё Р·Р°РіР°РґРѕС‡РЅС‹С… явлений. Дело РІ С‚РѕРј, что РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ Р»СЋСЃС‚рации СЃ РјРѕРјРµРЅС‚Р° окончания «СЂРµРІРѕР»СЋС†РёРё достоинства», главные люстраторы страны (которых, кстати, уже накопилось немало), РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ СѓРґРѕСЃСѓР¶РёР»РёСЃСЊ сформировать конкретное определение этого феномена. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј именно поэтому столь РіСЂРѕРјРєРѕ проанонсированная процедура РЅРµ С‚олько пробуксовывает практически РЅР° СЂРѕРІРЅРѕРј месте, РЅРѕ Рё РїРѕСЂРѕР¶РґР°РµС‚ весьма серьезные правовые курьезы. Например, РІ Р·Р°РєРѕРЅРѕРїСЂРѕРµРєС‚Рµ в„–4322Р° РёРґРµСЏ полной переаттестации СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃР° была отображена всего лишь РІ РѕРґРЅРѕРј абзаце РІ Р·Р°РєР»СЋС‡РёС‚ельных положениях документа, вообще РЅРµ РёРјРµСЋС‰РµРіРѕ отношения Рє СЃСѓРґРѕРїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЃС‚РІСѓ. РџРѕ РјРЅРµРЅРёСЋ некоторых экспертов, это было сделано для того, чтобы обойти рассмотрение законопроекта РІ РїСЂРѕС„ильном Комитете Р’Р , который РЅРё РІ РєРѕРµРј случае РЅРµ РїСЂРѕРїСѓСЃС‚РёР» Р±С‹ законопроект СЃРѕ столь грандиозной затеей РїСЂРё отсутствии прописанного механизма ее воплощения.

Еще РѕРґРёРЅ довольно неоднозначный законодательный акт – Закон Украины в„–1188-VII «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ». Неоднозначный потому, что, как Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ законодательные инициативы, РѕРЅ, невзирая РЅР° довольно продолжительное действие, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ РїСЂРёРЅРµСЃ ожидаемых результатов. Почему это произошло, попытались выяснить народные депутаты, общественные люстраторы, СЃСѓРґСЊРё Рё РјРµР¶РґСѓРЅР°СЂРѕРґРЅС‹Рµ эксперты РІ РѕР±Р»Р°СЃС‚Рё очищения власти РЅР° круглом столе «Р›СЋСЃС‚рация: международный опыт Рё РїРµСЂСЃРїРµРєС‚РёРІС‹ РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ», состоявшемся 11 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ СЃ. Рі.

Что мешает Закону?

Р’СЃРµ дело РІ С‚РѕРј, уверен председатель общественного объединения «РћР±С‰РµСЃС‚венный люстрационный комитет» Р•РіРѕСЂ Соболев, что злую шутку СЃ Р—аконом в„–1188-VII сыграло активное участие РІ РµРіРѕ написании зарубежных специалистов. «Р—арубежные эксперты, – заявил люстратор РІ СЃРІРѕРµРј выступлении РЅР° мероприятии, – уверяли, что невозможно провести переаттестацию СЃСѓРґРµР№ РїРѕ критерию нарушения РёРјРё прав человека (как, собственно, Рё Р·Р°РґСѓРјС‹РІР°Р»РѕСЃСЊ изначально – РїСЂРёРј. ред.). Этот критерий был признан слишком размытым. Р’ РєР°С‡РµСЃС‚РІРµ РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃР° законодатель РїСЂРёРЅСЏР» решение РѕР± увольнении СЃ Р°РґРјРёРЅРёСЃС‚ративных должностей председателей СЃСѓРґРѕРІ. Однако РІСЃРєРѕСЂРµ СЃСѓРґСЊРё, воплощая положения Закона в„–1188-VII, РЅР° собраниях СЃСѓРґРѕРІ СЃРЅРѕРІР° избрали, С‚. Рµ. вернули 80% бывших председателей РЅР° ранее занимаемые РёРјРё должности». РџСЂРё создании подобных законодательных актов РІ Р±СѓРґСѓС‰РµРј Р•. РЎРѕР±РѕР»РµРІ призвал парламентариев учитывать реалии Украины.

Р’ том, что Закон в„–1188-VII сознательно саботируют, уверял участников круглого стола председатель подкомитета РїРѕ вопросам контроля Р·Р° соблюдением законодательства РІ СЃС„ере Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ РѕСЂРіР°РЅРёР·РѕРІР°РЅРЅРѕР№ преступностью Рё РєРѕСЂСЂСѓРїС†РёРµР№ органами государственной власти Рё РјРµСЃС‚РЅРѕРіРѕ самоуправления Комитета Р’Р  РїРѕ вопросам Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ РѕСЂРіР°РЅРёР·РѕРІР°РЅРЅРѕР№ преступностью Рё РєРѕСЂСЂСѓРїС†РёРµР№ Р®СЂРёР№ Деревянко. Р’ С‡Р°СЃС‚ности, саботаж нардеп усмотрел РІ С‚РѕРј, что съезд СЃСѓРґРµР№ Украины РЅРµ СЃРјРѕРі утвердить кандидатуры РІ Р’ысший совет юстиции, без которого Временная специальная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ проверке судьей (далее – Р’РЎРљ) РЅРµ РјРѕР¶РµС‚ РІ РїРѕР»РЅРѕР№ мере осуществлять СЃРІРѕРё полномочия, поскольку, согласно Закону в„–1188-VII, ее решения должны быть утверждены Р’РЎР®.

Правда, позже присутствующие адвокаты напомнили депутату Деревянко, что кандидатуры, представленные РІ Р’РЎР® адвокатским сообществом, также РЅРµ СЃРјРѕРіР»Рё приступить Рє РѕСЃСѓС‰РµСЃС‚влению СЃРІРѕРёС… полномочий РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ СЃРѕРѕС‚ветствующим решением СЃСѓРґР°. Сам Р¶Рµ Закон в„–1188-VII признан адвокатами скорее неудачным, поскольку РѕРЅ лишил РёС… такого средства влияния РЅР° служителей Фемиды, как обращение РІ Р’ысшую квалификационную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ СЃСѓРґРµР№ Украины. «Р Р°РЅСЊС€Рµ, – заметил РѕРґРёРЅ РёР· приглашенных адвокатов, – РєРѕРіРґР° РЅРµ Р±С‹Р»Рѕ этого Закона, адвокаты могли обратиться РІ Р’РљРљРЎ Рё РѕСЃС‚ановить беспредел». Этим Р¶Рµ адвокатом была озвучена Рё РµС‰Рµ РѕРґРЅР° достаточно прозорливая мысль Рѕ С‚РѕРј, что законодателю следовало Р±С‹ регламентировать переходный период между окончанием полномочий старой Рё РІСЃС‚уплением РІ РїРѕР»РЅРѕРјРѕС‡РёСЏ РЅРѕРІРѕР№ каденции таких органов, как Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ.

Возобновить РЅРµ РґРѕРІРµСЂРёРµ, Р° РІР»Р°СЃС‚СЊ?

Рђ РІРѕС‚ председатель Р’РЎРљ Р’ладимир РњРѕР№СЃРёРє РїСЂРёР·РІР°Р» участников мероприятия посмотреть РІ РєРѕСЂРµРЅСЊ проблемы. РћРЅ напомнил присутствующим, особенно народным депутатам, что Р·Р° последние 4 РіРѕРґР° РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ действовали разные редакции Конституции Украины, РІ РєРѕС‚орые разнообразными законодательными инициативами вносились изменения, уничтожающие судебную власть. «Р РµС‡СЊ идет Рѕ СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти, Р° РЅРµ Рѕ РїСЂР°РІРѕСЃСѓРґРёРё, – уточнил председатель Р’РЎРљ. – Правосудие СЃ РіРѕСЂРµРј пополам происходило. Рсегодня следовало Р±С‹ принимать закон РЅРµ Рѕ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти, Р° Рѕ РІРѕР·РѕР±РЅРѕРІР»РµРЅРёРё самой судебной власти».

Давая характеристику Закону в„–1188-VII, Рі-РЅ РњРѕР№СЃРёРє сообщил, что Р’РЎРљ как орган состоялась, однако ее продуктивной работе мешают ограниченные полномочия. Впрочем, Рё СЌС‚Рё полномочия общественность, РІ РёРЅС‚ересах которой Р’РЎРљ была создана, РЅРµ РёСЃРїРѕР»СЊР·СѓРµС‚ РІ РїРѕР»РЅРѕР№ мере. Так, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РЅРµ РѕР±СЂР°С‚ился РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· министров Кабмина, возглавляемого Р®. РўРёРјРѕС€РµРЅРєРѕ, РЅРё РѕРґРёРЅ Рё «РјР°Р№РґР°РЅРѕРІС†РµРІ», потерпевших РѕС‚ произвола силовых структур. Обращаются РІ Р’РЎРљ РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Генеральная прокуратура Рё РѕР±С‰РµСЃС‚венные организации. Причем РёР· более чем 800 Р·Р°СЏРІР»РµРЅРёР№, которые РЅР° сегодня поступили РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, только около 60 РјРѕРіСѓС‚ быть ей подведомственны.

Рђ хороша Р»Рё поспешность?

Р’СЃРµ замечания РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ недостатков Закона в„–1188-VII, озвученные РІ С…РѕРґРµ мероприятия, РјРѕРіСѓС‚ быть учтены законодателем уже РІ Р±Р»РёР¶Р°Р№С€РµРµ время – РІ РїР°СЂР»Р°РјРµРЅС‚Рµ ожидает рассмотрения РІРѕ втором чтении еще РѕРґРёРЅ «Р»СЋСЃС‚рационный» законопроект в„–4359Р° «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти». Однако РїРѕРєР° его создатели РЅРµ СЃРїРµС€Р°С‚ прислушиваться Рє РјРЅРµРЅРёСЋ общественности. Например, РёРјРё практически РЅРµ Р±С‹Р» учтен антикоррупционный критерий, который поставили РІРѕ главу СЃРІРѕРёС… аналогичных документо⠫общественные» люстраторы.

Еще РѕРґРЅРёРј существенным недостатком этого законопроекта участники мероприятия признали РЅРѕСЂРјСѓ Рѕ РєРѕР»Р»РµРєС‚ивных увольнениях, которая противоречит РЅРµ С‚олько международным стандартам, РЅРѕ Рё РљРѕРЅСЃС‚итуции Украины. «РћС‚ветственность каждого люстрируемого лица, – уверены участники круглого стола, – должна доказываться РІ РёРЅРґРёРІРёРґСѓР°Р»СЊРЅРѕРј РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Р’ РїСЂРѕС‚РёРІРЅРѕРј случае этим лицам РЅРµ СЃРѕСЃС‚авит труда восстановиться РЅР° СЃРІРѕРёС… должностях посредством обращения РІ Р•РІСЂРѕРїРµР№СЃРєРёР№ СЃСѓРґ РїРѕ правам человека».

«РЈРІРµСЂРµРЅРЅРѕСЃС‚СЊ большинства РІ С‚РѕРј, что люстрация является политическим шагом, – заявили далее спикеры, – может завести этот процесс РІ С‚СѓРїРёРє». Противники политизации люстрации напомнили, что аналогичные законопроекты РЅРµ Р±С‹Р»Рё поддержаны РІ Р’енгрии, Польше, Албании, Румынии, поскольку были признаны неконституционными.

Рђ РІРѕС‚ парламентарии уверены, что времени для усовершенствования законопроекта нет. «РЈ РЅР°СЃ уникальный исторический момент, РєРѕРіРґР° РјС‹ должны принять этот закон. Если РЅРµ РїСЂРёРјРµРј его сейчас, такого шанса, наверное, больше РЅРµ Р±СѓРґРµС‚», – высказал СЃРІРѕРµ мнение заместитель председателя Комитета Р’Р  РїРѕ вопросам верховенства права Рё РїСЂР°РІРѕСЃСѓРґРёСЏ РћР»РµРі Бондарчук. Солидарны СЃ РЅРёРј Рё РµРіРѕ коллеги нардепы Р›РµРѕРЅРёРґ Емец Рё Р®СЂРёР№ Деревянко. РћРЅРё уверены, что находить РёР·СЉСЏРЅС‹ РІ Р·Р°РєРѕРЅРµ можно бесконечно, Р° РІРѕС‚ его принятие позволит сделать реальный шаг Рє РѕС‡РёС‰РµРЅРёСЋ судебной власти. «РЎРѕР±СЃС‚венно, само его принятие Рё Р±СѓРґРµС‚ началом люстрации, – уверен Р®. Р”еревянко. – Робщественность СѓРІРёРґРёС‚, кто РёР· парламентариев готов поддержать эту инициативу. РЈ С‚ех, кто будет против, нет шансов РЅР° предстоящих выборах».

Оправдает Р»Рё себя поспешность, Рє РєРѕС‚РѕСЂРѕР№ призывают парламентарии, покажет время.

Повернутися до переліку розділу