hotline
 kor

Новини та повідомлення


ОГЛЯД ЗМІ. Суд над судом

26.08.2014

Видання: «РЎСѓРґРµР±РЅРѕ-юридическая газета»
Номер видання: № 31-32 (249-250)
Автор: Наталья Мамченко

Возгласы Рѕ РЅРµРѕР±С…одимости люстрации судебной власти Украины звучат РІ С‚екущем РіРѕРґСѓ чуть Р»Рё РЅРµ РєР°Р¶РґС‹Р№ РґРµРЅСЊ: РѕС‚ гражданских активистов, политиков, СЃРѕ страниц газет Рё СЃ С‚елеэкранов. Кажется, только самый ленивый РЅРµ РїСЂРёСЃРѕРµРґРёРЅРёР»СЃСЏ еще Рє РґРІРёР¶РµРЅРёСЋ Р·Р° очищение СЃСѓРґРµР№СЃРєРёС… СЂСЏРґРѕРІ. РџРѕРґ пристальным вниманием общественности прошло назначение СЃСѓРґРµР№ РЅР° руководящие должности. Причем РЅРµ РїСЂРѕСЃС‚Рѕ РїРѕРґ наблюдением, РЅРѕ Рё СЃ Р°РєС‚ивным участием отдельных ее представителей РІ РІРёРґРµ появления РІ СЃСѓРґР°С… Рё РІС‹РґРІРёР¶РµРЅРёСЏ жестких требований, подчас перетекающих РІ РїСЂСЏРјС‹Рµ СѓРіСЂРѕР·С‹. Теперь кресла председателей высших спецсудов заняли новые люди. РџСЂРёРЅСЏС‚ (правда, еще РЅРµ РґРѕ конца реализован) Закон «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ», которым фактически «РѕР±РµР·РґРІРёР¶РµРЅС‹» органы, отвечающие Р·Р° формирование высокопрофессионального СЃСѓРґРµР№СЃРєРѕРіРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃР° – Высший совет юстиции Рё Р’ысшая квалификационная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ СЃСѓРґРµР№ Украины.

Впрочем, этого парламентариям показалось мало – следующими шагами должны стать тотальная проверка представителей органов государственной власти Рё СѓРІРѕР»СЊРЅРµРЅРёРµ тех, кто ее РЅРµ РїСЂРѕР№РґРµС‚. Так, 14 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° РїРѕРґ аплодисменты митингующих Рё РєСЂРёРєРё «РњРѕР»РѕРґС†С‹!» Верховная Рада приняла РІ РїРµСЂРІРѕРј чтении законопроект в„–4359Р° Р°РІС‚орства 16 депутатов РёР· разных фракций «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти». «РЎРґРµР»Р°РЅ важный первый шаг – закон РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ РїРµСЂРІРѕРј чтении. Теперь депутатские фракции Рё РіСЂСѓРїРїС‹ Р±СѓРґСѓС‚ вносить предложения. Надо следить, чтобы РІСЃРµ важные РЅРѕСЂРјС‹ остались, чтобы настоящее очищение власти сохранилось РІ СЌС‚РѕРј законе», – констатировал РѕРґРёРЅ РёР· идеологов данного проекта, глава люстрационного комитета Р•РіРѕСЂ РЎРѕР±РѕР»РµРІ. РћРЅ пообещал, что РІ РґРµРЅСЊ голосования Р·Р° законопроект РІ С†РµР»РѕРј (Р° РѕРЅРѕ намечено РЅР° 4 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ) РїРѕРґ парламентом должно собраться гораздо больше людей.

РќРѕ РїРѕРєР° законопроект далек РѕС‚ идеала, что признают Рё СЃР°РјРё его авторы. РЎ С†РµР»СЊСЋ его доработки РєРѕ второму чтению РЅР° текущей неделе, 26 Р°РІРіСѓСЃС‚Р°, состоится второе открытое заседание рабочей РіСЂСѓРїРїС‹. Р’Рѕ РІСЂРµРјСЏ первого заседания 19 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° парламентарии Рє РѕР±С‰РµРјСѓ мнению относительно содержания поправок РЅРµ РїСЂРёС€Р»Рё Рё СЂРµС€РёР»Рё собраться СЃ РјС‹СЃР»СЏРјРё Рє СЃР»РµРґСѓСЋС‰РµРјСѓ разу, чтобы выйти РЅР° консолидированный проект. Р’ Р·Р°СЃРµРґР°РЅРёРё РїСЂРёРјСѓС‚ участие народные депутаты Р®СЂРёР№ Деревянко, Р›РµРѕРЅРёРґ Емец, РћР»РµРі Бондарчук, Р’иктор Чумак,Оксана Продан, Р РѕРјР°РЅ Чернега, РќР°С‚алья Агафонова, РђРЅРЅР° Герман, РђРЅР°С‚олий Кинахи РґСЂСѓРіРёРµ.

Поскольку предлагаемый законопроект распространяется на достаточно широкий круг лиц, остановимся лишь на тех его моментах, которые касаются судебной системы.

Как Р±СѓРґСѓС‚ очищать СЃСѓРґРµР№СЃРєРёР№ РєРѕСЂРїСѓСЃ?

Согласно РїРї. Рі С‡. 1 СЃС‚. 3 проекта, субъектами проверки являются СЃСѓРґСЊРё Конституционного РЎСѓРґР°, РґСЂСѓРіРёРµ профессиональные СЃСѓРґСЊРё, председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃСѓРґРµР№ (Р’РљРљРЎ), должностные лица секретариата этой РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, председатель, зампредседателя, секретари секций Высшего совета юстиции (Р’РЎР®), Р° С‚акже РґСЂСѓРіРёРµ члены Р’РЎР®. Р’ СЃС‚. 4 определены достаточно широкие основания для непрохождения проверки. Условно РёС… можно разделить РЅР° 3 РІРёРґР°: профессиональные, политические Рё РёРјСѓС‰РµСЃС‚венные.

Что касается профессионального критерия, то СЃСѓРґСЊРё РЅРµ РІС‹РґРµСЂР¶Р°С‚ проверку, если, РІ С‡Р°СЃС‚ности, РІ РїРµСЂРёРѕРґ СЃ 25 С„евраля 2010 Рі. РїРѕ 22 С„евраля 2014 Рі. занимали должности членов Р’РљРљРЎ или Р’РЎР®, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРІ области, района либо специализированной прокуратуры, РёС… заместителей Рё С‚. Рї. РўР°РєР¶Рµ прописано, что РЅРµ РїСЂРѕР№РґСѓС‚ проверку СЃСѓРґСЊРё, уволенные Р·Р° нарушение РїСЂРёСЃСЏРіРё. РќРѕ С‚СѓС‚ возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ: как быть СЃ С‚акими СЃСѓРґСЊСЏРјРё, если РѕРЅРё были уволены таким образом предыдущей властью РїРѕ формальным основаниям, обжаловали это решение Рё Р·Р°РЅРёРјР°СЋС‚ РґСЂСѓРіРёРµ должности РІ РЅС‹РЅРµС€РЅРµРј госаппарате?

Подлежат люстрации лица Рё РїРѕ С‚. РЅ. политическому критерию – если РґРѕ 19 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° 1991 Рі. РѕРЅРё были избраны (назначены) Рё СЂР°Р±РѕС‚али РЅР° руководящих должностях Коммунистической партии РЎРЎРЎР , Коммунистической партии Украины Рё РґСЂСѓРіРёС… союзных республик РѕС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ районного комитета Рё РІС‹С€Рµ, были членами ЦК РљРџРЎРЎ, были избраны Рё СЂР°Р±РѕС‚али РЅР° руководящих должностях РІ СЃРѕСЃС‚аве ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМУ Рё РґСЂ. союзных республик, областных комитетов ВЛКСМ, ЛКСМУ Рё РґСЂ. союзных республик, сотрудничали СЃ РљР“Р‘ Рё С‚. Рґ., причем несмотря РЅР° длительность такого сотрудничества Рё РµРіРѕ характер. Рђ С‚аких лиц немало. РџСЂРё этом интересным является РІРѕРїСЂРѕСЃ, каким образом Р±СѓРґСѓС‚ выяснять данные Рѕ С‚РѕРј, что лицо служило или сотрудничало СЃРѕ спецслужбами РґСЂСѓРіРёС… стран РІ С„РѕСЂРјРµ негласного агента или тайного штатного работника.

Материальный критерий заключается РІ С‚РѕРј, что утратить должности РјРѕРіСѓС‚ лица, которые РЅРµ РїСЂРѕС€Р»Рё проверку сведений РёР· деклараций РѕР± имуществе, доходах, расходах Рё РѕР±СЏР·Р°С‚ельствах финансового характера субъекта проверки Рё Р±Р»РёР·РєРёС… ему лиц Р·Р° последние 3 РіРѕРґР° Рё/или РЅРµ СЃРјРѕРіР»Рё доказать законность источников происхождения полученных РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Реализация этих новелл РЅР° практике может стать непростой задачей вследствие отказа указанного расширенного перечня лиц (Р° РІ РЅРµРіРѕ РІС…РѕРґСЏС‚ пасынки, падчерицы, прадеды, прабабушки Рё С‚. Рґ.) предоставлять сведения, содержащие персональные данные. Возможность возникновения такой ситуации имеет высокую степень вероятности, однако РІ Р·Р°РєРѕРЅРѕРїСЂРѕРµРєС‚Рµ данный казус также РЅРµ СЂРµС€РµРЅ.

РџСЂРё том законопроектом предлагается, чтобы организация проведения проверки возлагалась РЅР° руководителя (замруководителя) органа государственной власти (госоргана), РіРґРµ работает субъект проверки, или который назначает субъекта проверки, или РЅР° занятие должности РІ РєРѕС‚РѕСЂРѕРј претендует кандидат. Таким образом, органом проверки РІ СЃР»СѓС‡Р°СЏС… СЃ СЃСѓРґСЊСЏРјРё может выступить председатель соответствующего СЃСѓРґР°. Однако возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ, насколько такой РїРѕРґС…РѕРґ является обоснованным Рё СЂР°С†РёРѕРЅР°Р»СЊРЅС‹Рј, ведь РІ С‚аком случае «РѕС‡РёС‰РµРЅРёРµ власти» осуществляет, РїРѕ сути, сама власть.

Для обеспечения проведения проверки руководитель органа проверки должен подавать РЅР° утверждение РІ РќР°С†РёРѕРЅР°Р»СЊРЅРѕРµ агентство Украины РїРѕ вопросам государственной службы через его территориальные органы РЅР° местах проект плана проведения мероприятий РїРѕ проверке работников органа, согласованный СЃ С‚ерриториальным органом центрального органа исполнительной власти РїРѕ обеспечению реализации государственной налоговой политики. РџСЂРё этом РЅРµ СѓСЃС‚анавливаются РЅРё СЃСЂРѕРєРё предоставления такого проекта, РЅРё СЃСЂРѕРєРё его согласования, как РЅРµ РїСЂРµРґСѓСЃРјРѕС‚рен Рё РїСЂР°РІРѕРІРѕР№ механизм действий РІ СЃР»СѓС‡Р°Рµ саботажа процесса проверки его субъектами.

Проверке РїРѕРґР»РµР¶Р°С‚ сведения Рѕ:

  • достоверности сведений, изложенных РІ СЃРѕРіР»Р°СЃРёРё РЅР° прохождение проверки, предоставленном субъектом проверки, форма которого утверждается Нацагентством РїРѕ вопросам госслужбы;
  • достоверности сведений, указанных РІ РґРµРєР»Р°СЂР°С†РёСЏС…, проверке сведений декларации путем оценки правильности начисления, полноты Рё СЃРІРѕРµРІСЂРµРјРµРЅРЅРѕСЃС‚Рё уплаты налогов Рё СЃР±РѕСЂРѕРІ (обязательных платежей), соответствия расходов полученным доходам;
  • привлечении лица Рє РѕС‚ветственности Р·Р° коррупционные правонарушения.

Предусмотрено, что для организации проверок руководителей, реализации общественного контроля Р·Р° проведением проверок Рё РѕР±Р¶Р°Р»РѕРІР°РЅРёСЏ решений органов проверки Нацагентство создает центральную Рё С‚ерриториальные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ проверке, РІ РєРѕС‚орые обязательно включаются РЅР° общественных началах СЃ РїСЂР°РІРѕРј голоса РЅРµ РјРµРЅРµРµ 1 представителя общественности Рё 1 представителя РЎРњР. РџРѕСЂСЏРґРѕРє формирования таких РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ Рё СЂРµРіР»Р°РјРµРЅС‚ РёС… деятельности определяются Нацагентством.

Также проектом регулируются РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ подготовки Рё РїСЂРѕРІРµРґРµРЅРёСЏ проверки, ее СЃСЂРѕРєРѕРІ, утверждения ее результатов, последствия непрохождения, участия общественности РІ РїСЂРѕРІРµСЂРєРµ Рё С‚. Рґ. Обжаловать решения органов проверки можно будет РІ Р°РґРјРёРЅРёСЃС‚ративные СЃСѓРґС‹.

Достаточно запутанно выписаны РІ Р·Р°РєРѕРЅРѕРїСЂРѕРµРєС‚Рµ основания для увольнения СЃСѓРґРµР№. Так, согласно СЃС‚. 11, руководитель органа проверки РЅР° основании полученного заключения Рѕ СЂРµР·СѓР»СЊС‚атах проверки принимает решение Рѕ РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРёРё, дальнейшем пребывании РЅР° должности или Рѕ РЅР°Р»РёС‡РёРё оснований для увольнения субъекта проверки.

Р’ СЃС‚. 12 предусмотрено, что заключение Рѕ СЂРµР·СѓР»СЊС‚атах проверки СЃСѓРґРµР№, которое содержит сведения Рѕ СЃСѓР±СЉРµРєС‚Рµ проверки, РЅРµ СЃРѕРѕС‚ветствующие установленным законодательством требованиям для дальнейшего пребывания СЃСѓРґСЊРё РЅР° должности, направляется органом проверки РІ Р’ысший совет юстиции, Высшую квалификационную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ СЃСѓРґРµР№ РІ С‚ечение 3 РґРЅРµР№ СЃ РјРѕРјРµРЅС‚Р° его подписания руководителем органа проверки. Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ рассматривают указанный отчет РІ С‚ечение 3 РјРµСЃСЏС†РµРІ. Что РѕРЅРё делают СЃ РЅРёРј дальше, после рассмотрения, РЅРµ РІС‹РїРёСЃР°РЅРѕ. Возможно, тут стоит полагаться РЅР° СЃС‚. 13 законопроекта, РіРґРµ сказано, что прекращение полномочий субъекта проверки РЅР° должности, увольнение, осуществляемое РїРѕ решению Президента Украины, Верховной Рады (С‚. Рµ. это касается Рё СЃСѓРґРµР№) РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ СѓС‡РµС‚РѕРј особенностей, определенных Конституцией Рё Р·Р°РєРѕРЅР°РјРё Украины. Однако такого основания для увольнения СЃСѓРґСЊРё СЃ РґРѕР»Р¶РЅРѕСЃС‚Рё, как «РЅРµРїСЂРѕС…ождение проверки», РЅРё Конституция, РЅРё соответствующие законы РЅРµ РїСЂРµРґСѓСЃРјР°С‚ривают.

Как отмечают, РІ С‡Р°СЃС‚ности, эксперты Украинской Хельсинского общества РїРѕ правам человека, проблема может возникнуть именно тогда, РєРѕРіРґР° речь идет Рѕ Р»РёС†Р°С…, занимающих «Р·Р°С‰РёС‰РµРЅРЅС‹Рµ» должности РІ РЅРµР·Р°РІРёСЃРёРјС‹С… органах власти. Четкое определение СѓР·РєРѕРіРѕ РєСЂСѓРіР° оснований для увольнения СЃ РґРѕР»Р¶РЅРѕСЃС‚Рё РІ СЌС‚РѕРј случае является гарантией независимой Рё РѕР±СЉРµРєС‚РёРІРЅРѕР№ деятельности такого органа. Это касается СЃСѓРґРµР№, уполномоченного РїРѕ правам человека Рё РґСЂСѓРіРёС…. Основания для РёС… увольнения исчерпывающе определены Конституцией, Р° РїРѕС‚РѕРјСѓ определенная РІ СЌС‚РѕРј законопроекте процедура РЅРµ РѕС‚вечает критериям независимости Рё РІС‹Р·С‹РІР°РµС‚ большие сомнения. «Р­С‚Р° процедура, РїРѕ сути, подрывает функционирование подобных независимых контролирующих учреждений Рё Р·Р°РєР»Р°РґС‹РІР°РµС‚ явный конфликт между исполнительной, законодательной Рё СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ ветвями власти», – заключают эксперты.

Отдельно стоит поднять РІРѕРїСЂРѕСЃ финансирования люстрации. Р’ РїРѕСЏСЃРЅРёС‚ельной записке авторы указывают, что принятие законопроекта РЅРµ РїРѕС‚ребует дополнительных расходов РёР· Государственного бюджета. Однако очевидно, что без затрат РЅР° обеспечение организации проверки РЅРµ РѕР±РѕР№С‚РёСЃСЊ. РџРѕ СЃР»РѕРІР°Рј того Р¶Рµ Р•. Соболева, РѕРЅР° будет осуществляться Р·Р° счет средств, выделенных РЅР° функционирование Нацагентства, Р° С‚акже Р·Р° счет помощи европейских Рё РјРµР¶РґСѓРЅР°СЂРѕРґРЅС‹С… организаций.

Люстрационное «СѓРјРЅРѕР¶РµРЅРёРµ»

РџРѕРєР° парламентарии дорабатывают законопроект в„–4359Р°, РІ СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ СЃРІРѕРё процессы. Так, согласно Закону «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ» Рє РѕС‡РёС‰РµРЅРёСЋ СЃСѓРґРµР№СЃРєРёС… СЂСЏРґРѕРІ должны были подключиться Временная специальная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ проверке СЃСѓРґРµР№ (Р’РЎРљ), Р° С‚акже обновленный состав Высшего совета юстиции Рё Р’ысшей квалифкомиссии СЃСѓРґРµР№ Украины. Как отмечают нардепы, процедура, предусмотренная последним законом, Рё С‚Р°, что заложена РІ Р·Р°РєРѕРЅРѕРїСЂРѕРµРєС‚Рµ РѕР± очищении, Р±СѓРґСѓС‚ проводиться независимо РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°. Ведь Р’РЎРљ, РїРѕ сути, будет проверять результаты профессиональной деятельности СЃСѓРґРµР№, РёС… решения, тогда как орган проверки РїРѕ РЅРѕРІРѕРјСѓ законопроекту будет проверять, скорее, личность СЃСѓРґСЊРё.

Однако Р’РЎРљ РЅРµ РјРѕР¶РµС‚ придать реальное воплощение СЃРІРѕРёРј рекомендациям РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° РЅРµ Р·Р°СЂР°Р±РѕС‚ает Высший совет юстиции, ведь ее выводы предоставляются РЅР° проверку РІ Р’РЎР®, который принимает решение. Согласно последнему отчету Р’РЎРљ, 69 РїСЂРѕРІРµСЂРѕРє РїРѕ СЃСѓРґСЊСЏРј находятся РІ СЂР°Р±РѕС‚Рµ, однако РЅРё РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС… РїРѕРєР° РЅРµ РІС‹РЅРµСЃРµРЅР° РЅР° заседание. Очевидно, Совет должен быть полномочен Рё РґР»СЏ того, чтобы был реализован законопроект «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти».

Хотя РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· данных органов еще РЅРµ Р·Р°СЂР°Р±РѕС‚ал РІ РїРѕР»РЅСѓСЋ силу, продолжают рождаться новые идеи относительно того, РєРѕРјСѓ проводить проверки. Р’ С‡Р°СЃС‚ности, глава Р’РЎРљ Р’ладимир РњРѕР№СЃРёРє РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· интервью заявил, что СЃ РїРµСЂСЃРїРµРєС‚РёРІРѕР№ РЅР° будущее РЅР° базе Р’РЎРљ должна быть создана дисциплинарная палата СЃСѓРґРµР№ Украины, которая выполняла Р±С‹ функции «СЃР»РµРґСЃС‚венного органа» РІ РѕС‚ношении СЃСѓРґРµР№. Р’РЎР® Р¶Рµ будет рассматривать заключения дисциплинарной палаты, С‚. Рµ. выступать как «СЃСѓРґ над СЃСѓРґСЊСЏРјРё», чтобы РЅРµ Р±С‹Р»Рѕ сочетания функций следователя Рё СЃСѓРґСЊРё РІ РѕРґРЅРѕРј органе.

Собственное мнение относительно своей полномочности высказала Рё Р’РљРљРЎ, несмотря РЅР° то, что некоторые представители общественности заявили, что Киевский апелляционный административный СЃСѓРґ отменил решение Окружного админсуда Киева, которое устанавливало наличие полномочий Сѓ РљРѕРјРёСЃСЃРёРё.

Напомним, постановлением РћРђРЎ Киева РѕС‚ 27.05.2014 был удовлетворен административный РёСЃРє главного специалиста отдела обеспечения содержания административных зданий управления хозяйственного Рё РјР°С‚ериально-технического обеспечения секретариата Р’РљРљРЎ Рє РїСЂРµРґСЃРµРґР°С‚елю РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РРіРѕСЂСЋ Самсину Рѕ РїСЂРёР·РЅР°РЅРёРё противоправной бездеятельности Рё РѕР±СЏР·Р°С‚ельстве совершить действия. Этим решением СЃСѓРґ первой инстанции обязал Р. РЎР°РјСЃРёРЅР° подписать приказ РѕР± увольнении сотрудника именно РІ РєР°С‡РµСЃС‚РІРµ должностного лица РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, ее руководителя.

Как считают РІ Р’РљРљРЎ, указанную позицию подтвердил Рё РљРёРµРІСЃРєРёР№ апелляционный админсуд. Так, постановлением РљРђРђРЎ РѕС‚ 05.08.2014 постановление РћРђРЎ изменено РІ РјРѕС‚ивировочной С‡Р°СЃС‚Рё. Р’ РґСЂСѓРіРѕР№, резолютивной С‡Р°СЃС‚Рё РѕРЅРѕ оставлено без изменений. Рђ СЌС‚Рѕ значит, как отмечают РІ Р’РљРљРЎ, что если председатель РљРѕРјРёСЃСЃРёРё обязан подписать приказ РїРѕ кадровым вопросам, соответственно, РѕРЅ является членом РљРѕРјРёСЃСЃРёРё. РљСЂРѕРјРµ того, утверждение Рѕ С‚РѕРј, что решение Окружного админсуда Киева устанавливало наличие полномочий Сѓ Р’РљРљРЎ, РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ считает юридически неграмотным. Р’РљРљРЎ называет себя полномочной, ведь согласно ее позиции, решение РѕР± окончании полномочий предыдущего состава РљРѕРјРёСЃСЃРёРё принимается новым составом открытым голосованием большинством голосов.

Более того, 14 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° члены Р’РљРљРЎ решили создать общественный научно-консультативный совет, цель которого – анализ состояния дел Рё РїСЂРёС‡РёРЅ возникновения проблем РІ РїСЂРѕС†РµСЃСЃРµ реализации Комиссией СЃРІРѕРёС… полномочий. Совет будет обобщать Рё РїСЂРµРґСЃС‚авлять РљРѕРјРёСЃСЃРёРё информацию Рѕ РїСЂРµРґР»РѕР¶РµРЅРёСЏС… общественных организаций. Очевидно, РѕРЅ также столкнется СЃ Р·Р°СЏРІР»РµРЅРёСЏРјРё, РІ РєРѕС‚орых будет идти речь Рѕ РЅР°СЂСѓС€РµРЅРёРё СЃСѓРґСЊСЏРјРё закона, что означает, РїРѕ сути, что это еще РѕРґРёРЅ орган, который будет подключен Рє РїСЂРѕС†РµСЃСЃСѓ организации проверки представителей Фемиды.

Цепная реакция

Таким образом, РІРѕРїСЂРѕСЃ очищения СЃСѓРґРµР№СЃРєРёС… СЂСЏРґРѕРІ поставлен РІ Р·Р°РІРёСЃРёРјРѕСЃС‚СЊ РѕС‚ того, как СЃРєРѕСЂРѕ Р±СѓРґСѓС‚ сформированы Рё Р·Р°СЂР°Р±РѕС‚ают Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ. Рђ СЃ РѕР±РЅРѕРІР»РµРЅРёРµРј РёС… состава РїРѕРєР° возникают трудности.

РќР° данный момент РІРѕРїСЂРѕСЃ законности назначения членов Р’РЎР® РїРѕ квоте съезда представителей юридических РІСѓР·РѕРІ Рё РЅР°СѓС‡РЅС‹С… учреждений, Р° С‚акже РїРѕ квоте съезда адвокато⠫завис» РІ СЃСѓРґР°С…. Так, РЅР° 28 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° РІ РљРђРђРЎ назначено рассмотрение апелляционных жалоб РЅР° постановление Окружного админсуда Киева РѕС‚ 23 РјР°СЏ Рё С‡Р°СЃС‚РЅРѕРµ определение Рє РЅРµРјСѓ РїРѕ делу РїРѕ РёСЃРєСѓ РРЅРЅС‹ Богословской Рє РІРЅРµРѕС‡РµСЂРµРґРЅРѕРјСѓ съезду адвокатов Украины, которым признаны противоправными решения съезда Рѕ РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРёРё членами Р’РЎР® адвокатов РђР»РµРєСЃРµСЏ Резникова, РџР°РІР»Р° Гречковского,СЃСѓРґСЊРё РЎРµСЂРіРµСЏ Балаца Рё СѓСЃС‚ановлено отсутствие Сѓ СѓРєР°Р·Р°РЅРЅС‹С… лиц полномочий членов Р’РЎР®.

РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° РґРЅСЏС… Киевский апелляционный админсуд оставил без изменений решение Окружного админсуда Киева, которым был признан противоправным Рё РѕС‚мен приказ Минобразования в„–471 РѕС‚ 17.04.2014 Рѕ РїСЂРѕРІРµРґРµРЅРёРё съезда представителей юридических РІСѓР·РѕРІ Рё РЅР°СѓС‡РЅС‹С… учреждений, РЅР° котором были избраны члены Высшего совета юстиции Рё Р’РљРљРЎ.

РџРѕРґ сомнение поставлено Рё РЅР°Р·РЅР°С‡РµРЅРёРµ членов Р’РЎР® Указом Президента Украины РѕС‚ 11 Р°РїСЂРµР»СЏ: СЃСѓРґСЊРё Высшего специализированного СЃСѓРґР° РїРѕ рассмотрению гражданских Рё СѓРіРѕР»РѕРІРЅС‹С… дел Р›РёРґРёРё РњР°Р·СѓСЂ, СЃСѓРґСЊРё Высшего хозяйственного СЃСѓРґР° РЎРµСЂРіРµСЏ Р‘ондаряи РЅР°СЂРґРµРїР° РЎРµСЂРіРµСЏ Власенко. РќР° РґР°РЅРЅС‹Р№ момент Конституционный РЎСѓРґ рассматривает представление 47 РЅР°СЂРѕРґРЅС‹С… депутатов (уполномочены его представлять РРЅРЅР° Богословская Рё Р РѕРјР°РЅ Стаднийчук), которые считают, что РЅР° тот момент Рё. Рѕ. РџСЂРµР·РёРґРµРЅС‚Р° РђР»РµРєСЃР°РЅРґСЂРўСѓСЂС‡РёРЅРѕРІ РЅРµ РёРјРµР» подобных прав.

Верховная Рада Р¶Рµ РїРѕРєР° РЅРµ СЂРµР°Р»РёР·РѕРІР°Р»Р° СЃРІРѕРё полномочия РїРѕ назначению членов Р’РЎР®. РќРµ РїСЂРёРЅСЏР» РїСЂРёСЃСЏРіСѓ Рё Р“енпрокурор Украины Р’италий Ярема, который РІС…РѕРґРёС‚ РІ Р’РЎР® РїРѕ должности. Что касается съезда СЃСѓРґРµР№ Украины, РЅР° данный момент Совет СЃСѓРґРµР№ Украины активно работает над его регламентом, РіРґРµ будет четко прописана процедура назначения членов Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ. Однако даже если указанные органы Рё Р“енпрокурор выполнят необходимые действия, РїСЂРё условии признания незаконным назначения членов Совета РїРѕ квоте ученых, адвокатов Рё РџСЂРµР·РёРґРµРЅС‚Р° Высший совет юстиции РЅРµ СЃРјРѕР¶РµС‚ заработать, ведь РѕРЅ является полномочным РїСЂРё условии назначения РЅРµ РјРµРЅРµРµ ¾ РѕС‚ конституционного состава, С‚. Рµ. 15 С‡Р»РµРЅРѕРІ.

РЇСЃРЅРѕ лишь РѕРґРЅРѕ – Закон «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ» РІ С†РµР»РѕРј продолжит действовать, поскольку РљРЎРЈ отказал РІ РѕС‚крытии производства РїРѕ представлению 76 РЅР°СЂРґРµРїРѕРІ относительно его конституционности, Рё РЅР° данный момент осуществляется подготовка Рє РїР»РµРЅР°СЂРЅРѕРјСѓ заседанию.

Люстрация или переаттестация?

Р’ предыдущем номере РјС‹ писали Рѕ РґСЂСѓРіРѕР№ инициативе, которая активно продвигалась представителями правительства – переаттестации СЃСѓРґРµР№. Напомним, что идея ненова – РѕРЅР° была заложена РІ РїРµСЂРІРѕРЅР°С‡Р°Р»СЊРЅРѕРј законопроекте Рѕ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системе, разработанном Минюстом. Рђ 24 РёСЋР»СЏ парламентарии приняли РІ РїРµСЂРІРѕРј чтении законопроект в„–4322Р° РѕР± обновлении госаппарата. Примечательным РІ СЌС‚РѕРј законопроекте является то, что РІ Р—аключительных положениях его инициаторы предлагают провести полную аттестацию прокуратуры Рё СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системы Украины. РџСЂРё этом РІ РґРѕРєСѓРјРµРЅС‚Рµ РЅРµ РѕРїСЂРµРґРµР»РµРЅС‹ органы, которым будет поручено провести такую переаттестацию, Р° С‚акже отсутствуют механизмы этой процедуры.

Неоднозначность законодателя вызвала возмущение специалистов, которые готовы предположить, что РЅРѕСЂРјС‹ Рѕ РїРµСЂРµР°С‚тестации СЃСѓРґРµР№ Рё РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРІ были внесены РІ Р·Р°РєРѕРЅРѕРїСЂРѕРµРєС‚ Рѕ РїРµСЂРµР°С‚тестации чиновников для того, чтобы обойти Комитет Верховной Рады РїРѕ вопросам правосудия, который РЅРµ РґРѕРїСѓСЃС‚РёР» Р±С‹ такого халатного отношения Рє СЃС‚оль важному мероприятию. Впрочем, РїРѕ состоянию РЅР° данный момент инициатива Рѕ РїРµСЂРµР°С‚тестации РІ РєРѕС‚орый раз отложена.

Безусловно, необходимо сформировать аппарат управления РёР· лиц, которые РЅРµ СЃРєРѕРјРїСЂРѕРјРµС‚ировали себя Рё РіРѕС‚РѕРІС‹ СЃ С‡РµСЃС‚СЊСЋ служить украинскому народу. РЎ СЌС‚РёРј соглашаются представители всех фракций парламента (РїРѕ крайней мере, опрошенные«РЎСѓРґРµР±РЅРѕ-юридической газетой»). РќРѕ РµСЃР»Рё Законом «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ» установленная Конституцией Украины процедура рассмотрения РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ РѕР± увольнении СЃСѓРґРµР№ хоть как-то соблюдена, то недостатки законопроекта в„–4359Р° РјРѕРіСѓС‚ впоследствии сыграть злую шутку, предоставив нечистым РЅР° СЂСѓРєСѓ представителям Фемиды возможность оспорить СЃРІРѕРµ увольнение Рё РїРѕР»СѓС‡РёС‚СЊ как «Р±РѕРЅСѓСЃ» компенсацию РѕС‚ государства РІ СЃР»СѓС‡Р°Рµ признания Европейским СЃСѓРґРѕРј РїРѕ правам человека нарушения РёС… прав, предусмотренных Конвенцией.


КОММЕНТАРРРЭКСКЛЮЗРР’

Олег Бондарчук, первый замглавы Комитета Р’Р  РїРѕ вопросам верховенства права Рё РїСЂР°РІРѕСЃСѓРґРёСЏ

– Считаю, что законопроект в„–4359Р° должен быть РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ С†РµР»РѕРј, Рё РѕРЅ даст реальную возможность провести люстрацию РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ. Безусловно, РІ Р»СЋР±РѕРј законопроекте можно найти недостатки Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚СЊ Рѕ С‚РѕРј, что РѕРЅ несовершенен. РќРѕ РµСЃР»Рё постоянно искать недостатки, можно попросту провалить закон. РЎРѕ своей стороны, РєРѕ второму чтению СЏ внес несколько технических поправок, которые существенно РЅРµ РІР»РёСЏСЋС‚ РЅР° законопроект. РќРѕ РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… парламентариев РјС‹ ждем правок, которые действительно его усовершенствуют, Р° РЅРµ РґРѕРІРµРґСѓС‚ ситуацию РґРѕ абсурда.

Что касается люстрации СЃСѓРґРµР№, то РѕРЅР° предусмотрена РІ СЂР°РјРєР°С… Закона «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ». Рљ СЃРѕР¶Р°Р»РµРЅРёСЋ, РѕРЅ РЅРµ СЂР°Р±РѕС‚ает РІ РїРѕР»РЅРѕР№ мере, С‚. Рє. РЅРµ СЃС„ормирован Р’РЎР®. РЇ считаю, что процедура формирования Р’РЎР® искусственно затянута для того, чтобы РЅРµ Р±С‹Р» запущен механизм люстрации РІ СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ системе. Р’ СЂР°РјРєР°С… предлагаемого законопроекта «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти» РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ рассматриваться РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РїРѕ незаконным решениям СЃСѓРґРµР№ – РїРѕРґ прицелом Р±СѓРґСѓС‚ имущественные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, С‚. Рµ. РїРѕРґ действие закона попадут те СЃСѓРґСЊРё, Сѓ РєРѕС‚орых РІ СЂРµР·СѓР»СЊС‚ате соответствующей проверки выявится имущество, СЏРІРЅРѕ РЅРµ РѕС‚вечающее задекларированным доходам.

Дмитрий Шпенов, замглавы Комитета Р’Р  РїРѕ вопросам верховенства права Рё РїСЂР°РІРѕСЃСѓРґРёСЏ

– Законопроект в„–4359Р° РЅРµ СЃРѕРѕС‚ветствует РЅРё РѕРґРЅРѕР№ европейской РЅРѕСЂРјРµ. РћРЅ может быть раскритикован, РЅРѕ СЏ РЅРµ РІРёР¶Сѓ нарушений для того, чтобы обращаться РІ РљРѕРЅСЃС‚итуционный РЎСѓРґ. Нам дали 2 РЅРµРґРµР»Рё РЅР° внесение поправок, Рё РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, Р·Р° это время закон будет отрегулирован. РџРѕ РјРѕРµРјСѓ мнению, раз идет очищение власти, законопроект должен предусматривать, что РЅРё РѕРґРёРЅ депутат, который был РІ СЃРѕСЃС‚аве Верховной Рады СЃ I РїРѕ VII СЃРѕР·С‹РІ, больше РЅРµ РјРѕР¶РµС‚ быть РІ РїР°СЂР»Р°РјРµРЅС‚Рµ. Если такого СЂРѕРґР° поправки Р±СѓРґСѓС‚ учтены, СЏ поверю, что закон сможет работать РїРѕ-настоящему. Рђ С‡С‚Рѕ касается люстрации РІ С†РµР»РѕРј, то СЏ считаю, что для этого Сѓ РЅР°СЃ РІ СЃС‚ране есть правоохранительные органы, Рё РЅРµС‚ необходимости создавать какой-то дополнительный орган. Если чиновник действительно нарушал закон, если РѕРЅ коррупционер, Сѓ РЅР°СЃ есть налоговая служба, прокуратура, милиция, Рё РІ РёС… полномочия РІС…РѕРґСЏС‚ обязанности разбираться СЃ РЅР°СЂСѓС€РёС‚елями.

Егор Соболев, глава люстрационного комитета

– РњС‹ ведем переговоры СЃ РїР°СЂР»Р°РјРµРЅС‚ариями, хотим, чтобы РІСЃРµ могли высказаться Рё РЅР°РїРёСЃР°С‚СЊ СЃРІРѕРё поправки, Рё РґР°РЅРЅС‹Р№ закон СЃ СѓС‡РµС‚РѕРј этих поправок был РїСЂРёРЅСЏС‚. Наше условие – РЅРµ Р·Р°С‚ягивать СЃ РїСЂРёРЅСЏС‚ием данного закона, так как РјС‹ подозреваем, что РїРѕРґ процедурой обсуждения может быть скрыта совсем другая идея – отложить принятие закона. Считаем, что есть критическая необходимость получить данный закон РѕС‚ Верховной Рады этого созыва, так как РѕРЅР° РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј виновата перед обществом, Р° СЃ РїСЂРёРЅСЏС‚ием данного закона смогла Р±С‹ отдать, РїРѕ крайней мере, РѕРґРёРЅ долг избирателям. Поэтому РјС‹ требуем, чтобы РІСЃРµ поправки были поданы РґРѕ конца Р°РІРіСѓСЃС‚Р° (этого, кстати, требует Рё СЂРµРіР»Р°РјРµРЅС‚ Верховной Рады). Рђ СЃР°Рј законопроект «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти» должен быть РїСЂРёРЅСЏС‚ 4 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ, Рё РѕР±С‰РµСЃС‚РІРѕ придет помочь парламенту принять РјСѓРґСЂРѕРµ решение.

Есть эксперты, которые утверждают, что данный закон слишком радикален, есть те, кто РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что закон РјСЏРіРѕРє. Это нормально, так как любое серьезное решение всегда имеет РјРЅРѕРіРѕ противников Рё СЃС‚РѕСЂРѕРЅРЅРёРєРѕРІ. Лично СЏ считаю, что закон необходим. РњС‹ РЅРµ РјРѕР¶РµРј сегодня выжить без проведения люстрации, ведь РјРЅРѕРіРёРµ начинания уже провалены как раз РёР·-Р·Р° коррупции Рё СЃР°Р±РѕС‚ажа РІ РѕСЂРіР°РЅР°С… власти.

Маркиян Галабала, зампредседателя Временной специальной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ проверке СЃСѓРґРµР№

– Состав Р’РљРљРЎ Рё РµРµ руководитель РІ С‡Р°СЃС‚ности всеми способами пытаются остаться РЅР° СЃРІРѕРёС… должностях. Хотя политическая воля, которая выражена РІ РїРµСЂРµС…одных положениях Закона «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ», однозначна: весь состав Р’РљРљРЎ Рё Р’РЎР® должен быть уволен. Р СЏ думаю, что если дело РїРѕ результатам обжалования решений Р’РљРљРЎ дойдет РґРѕ Европейского СЃСѓРґР° РїРѕ правам человека, это однозначно будет нарушением права РЅР° состав СЃСѓРґР°, предусмотренный законом. Если СЃСѓРґ сформирован РЅРµ РІ СЃРѕРѕС‚ветствии СЃ Р·Р°РєРѕРЅРѕРј, РІСЃРµ его решения считаются ничтожными. Европейский СЃСѓРґ осуществляет расширенное толкование этой РЅРѕСЂРјС‹, РїРѕРґРІРѕРґСЏ РїРѕРґ понятие «СЃСѓРґ» РЅРµ С‚олько СЃСѓРґ РІ РєР»Р°СЃСЃРёС‡РµСЃРєРѕРј его понимании, РЅРѕ Рё РґСЂСѓРіРёРµ органы, которые РґРµ-факто осуществляют судопроизводство, С‚. Рµ. Р’РљРљРЎ Рё Р’РЎР®. Очень высоки шансы, что если СЃСѓРґСЊСЏ будет привлечен Рє РґРёСЃС†РёРїР»РёРЅР°СЂРЅРѕР№ ответственности РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ решения нынешнего состава Р’РљРљРЎ, его дело РІ Р•РІСЂРѕРїРµР№СЃРєРѕРј СЃСѓРґРµ будет иметь перспективу.

РўСЂСѓРґРЅРѕ прогнозировать, РєРѕРіРґР° Р¶Рµ РІСЃРµ-таки Р±СѓРґСѓС‚ сформированы составы Р’РљРљРЎ Рё Р’РЎР®. Разные субъекты, участвующие РІ РёС… формировании, РїРѕ тем или иным причинам РЅРµ Р·Р°РёРЅС‚ересованы РІ СЌС‚РѕРј, РґСЂСѓРіРёРµ хотят попросту оттянуть время. Сейчас вообще РјРЅРѕРіРѕ мыслей Рѕ С‚РѕРј, целесообразно Р»Рё существование такого органа, как Р’РљРљРЎ. Однако делать РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹ РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ – дело неблагодарное. Будут Р»Рё сформированы эти органы РґРѕ принятия закона «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти»? Однозначно нет.

РљРѕРјСѓ очищать судебную власть? Р’РѕРїСЂРѕСЃ риторический. Рљ СЃРѕР¶Р°Р»РµРЅРёСЋ, некому. РР· С‚рех органов, которые имеют право это делать (Р’РљРљРЎ, Р’РЎР® Рё Р’ременная спецкомиссия РїРѕ проверке СЃСѓРґРµР№), легитимно сформированным Рё СЂРµР°Р»СЊРЅРѕ работающим органом являемся только РјС‹. Рђ РЅР°С€Рё решения, как известно, РґРµ-факто имеют только рекомендационный характер. РќРѕ РІ Р»СЋР±РѕРј случае РјС‹ работаем, Рє РЅР°Рј поступают заявления, РјС‹ требуем дела. Р СЏ считаю, что РІ СЃРµРЅС‚СЏР±СЂРµ Сѓ РЅР°СЃ будет уже первое заседание РїРѕ рассмотрению конкретных дел. РњС‹ СЃРІРѕСЋ работу делаем, насколько нам это позволяют условия. Рђ РІРѕС‚ РґСЂСѓРіРёРµ органы, Рє СЃРѕР¶Р°Р»РµРЅРёСЋ, медлят. Как только РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ надлежащим образом сформированы, РІ РїРµСЂРІСѓСЋ очередь РѕРЅРё должны рассматривать те представления, которые были направлены нами. РќР° СЃРµРіРѕРґРЅСЏС€РЅРёР№ РґРµРЅСЊ сформировано достаточное количество органов, которые направлены РЅР° «РѕС‡РёС‰РµРЅРёРµ» власти, РЅРѕ, Рє СЃРѕР¶Р°Р»РµРЅРёСЋ, результата РїРѕ-прежнему нет.

Леонид Емец, секретарь Комитета Р’Р  РїРѕ вопросам верховенства права Рё РїСЂР°РІРѕСЃСѓРґРёСЏ

– Собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, никто РЅРµ Р¶РґР°Р» РѕС‚ Р’РЎРљ моментального результата. Р’ С‚ечение полугода эта РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ накапливает информацию РїРѕ событиям Авто- Рё Р•РІСЂРѕРјР°Р№РґР°РЅР°, РґСЂСѓРіРёРј событиям, связанным СЃ РѕС‚сутствием правосудия РІ СЃСѓРґР°С…, РІ С‚. С‡. тем, которые подтверждаются решениями ЕСПЧ. Следовательно, результат может быть только через полгода, Р° РІ РѕР±С‰РµРј, там предусмотрен СЃСЂРѕРє РІ 1 РіРѕРґ. Рекомендации Временной спецкомиссии Р±СѓРґСѓС‚ переданы РІ Р’ысший совет юстиции, Рё РµСЃР»Рё РѕРЅ обратится Рє Р’ерховной Раде СЃ РїСЂРµРґР»РѕР¶РµРЅРёРµРј Рѕ Р»РёС€РµРЅРёРё тех или иных СЃСѓРґРµР№ РёС… статуса, только после этого СЃ СЃСѓРґСЊРё будет снята неприкосновенность, Рё РёРјРё будет заниматься уже прокуратура, поскольку Р±СѓРґСѓС‚ установлены факты незаконной деятельности РІ СЃС‚атусе СЃСѓРґСЊРё. Это что касается закона Рѕ РІРѕСЃСЃС‚ановления доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти.

Процедуры, заложенные РІ Р·Р°РєРѕРЅРѕРїСЂРѕРµРєС‚Рµ «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти», немного проще. РћРЅРё связаны СЃ С‚ем, что те или иные кандидаты РЅР° должность СЃСѓРґСЊРё должны пройти соответствующую проверку, параметры которой прописаны законом: РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РѕР± участии РІ СЂР°Р±РѕС‚Рµ тех или иных органов РІРѕ время событий РЅР° Майдане, проверка РґРѕС…РѕРґРѕРІ, проверка РЅР° предмет работы СЃРѕ спецслужбами, факты, связанные СЃ РєРѕСЂСЂСѓРїС†РёРѕРЅРЅС‹РјРё действиями, которые делают невозможной работу такого лица РІ СЃС‚атусе СЃСѓРґСЊРё.

Согласно закону «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти», РІ СЂР°РјРєР°С… тех процедур, которые сейчас предусмотрены законодательством, проверку должны проводить Р’РЎР®, государственная служба, проверяющая работу госслужащих, соответствующие подразделения РїСЂРё министерствах. РћРЅРё, РІ РїСЂРёРЅС†РёРїРµ, Рё РґРѕР»Р¶РЅС‹ сегодня обеспечивать эту деятельность. Единственное, что это будет одноразовая проверка согласно определенным процедурам Рё РїР°СЂР°РјРµС‚рам.

Владимир Василенко, член общественного научно-консультативного совета при ВККС

– Р’ СЃРѕРѕС‚ветствии СЃ РџРѕР»РѕР¶РµРЅРёРµРј Рѕ Р’РљРљРЎ, которое никто РЅРµ РѕС‚менял, наш совет сам формирует СЃРІРѕР№ состав, принимает решение Рѕ СЃР°РјРѕСЂРѕСЃРїСѓСЃРєРµ Рё С‚. Рґ. Рчтобы держать РІСЃРµ РІ Р»РµРіРёС‚РёРјРЅРѕРј русле, необходимо придерживаться этих положений. Если есть какие-то претензии Рє С‡Р»РµРЅР°Рј Р’РљРљРЎ, необходимо, чтобы РѕРЅРё были конкретно озвучены. Рпусть общественность предложит, РєРѕРіРѕ РѕРЅР° хотела Р±С‹ видеть среди ее членов. Потом РјС‹ будем находить решение Рё РїСЂРѕР±Р»РµРјС‹ РІ Р»РµРіРёС‚РёРјРЅРѕРј русле. РЈ РјРµРЅСЏ нет сомнений, что состав Р’РљРљРЎ будет изменен – возможно, ему просто необходимы изменения. Р’ С‚Рѕ Р¶Рµ время, Сѓ РјРµРЅСЏ нет сомнений, что такой орган необходим для осуществления контроля над судебной веткой власти, РѕРЅ должен применять меры воздействия Рє С‚ем СЃСѓРґСЊСЏРј, которые РЅРµ РІС‹РїРѕР»РЅСЏСЋС‚ должным образом СЃРІРѕРё обязанности, задействованы РІ Р°РјРѕСЂР°Р»СЊРЅС‹С… действиях, коррупционных схемах Рё РїСЂ.

РЇ ознакомился СЃ Р·Р°РєРѕРЅРѕРїСЂРѕРµРєС‚РѕРј «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти», Рё РјРЅРµ кажется, что этот закон, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, несовершенен. РћРЅ РїРѕ большей С‡Р°СЃС‚Рё «РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃРЅС‹Р№» – СЏ Р±С‹ так его назвал, потому как РєСЂРѕРјРµ законопроекта, который находится РЅР° рассмотрении РІ Р’ерховной Раде, СЃРІРѕРё законопроекты представили Рё РґСЂСѓРіРёРµ политические силы. Главное – РЅРµ РїСЂРѕСЃС‚Рѕ «РґР»СЏ галочки» принять этот законопроект. Р’РѕРїСЂРѕСЃ серьезный, РѕРЅ касается судеб людей. Необходимо, чтобы РІ Р·Р°РєРѕРЅРµ были четко установлены критерии люстрации. Только тогда РѕРЅ будет успешным Рё РїСЂРёРЅРµСЃРµС‚ пользу обществу Рё РіРѕСЃСѓРґР°СЂСЃС‚РІСѓ. Конечно, желательно поскорее получить такой закон, РЅРѕ чтобы получился качественный акт, спешить нужно медленно. Возможно, следует еще раз посмотреть РЅР° те законопроекты, которые представили отдельные политические силы, Рё РЅР°Р№С‚Рё РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ, который выдержал Р±С‹ Рё РѕР±С‰РµСЃС‚венную, Рё РїСЂРѕС„ессиональную экспертизу.

Владимир Колесниченко, СЃСѓРґСЊСЏ Р’РЎРЎРЈ, председатель Р’РЎР® РІ 2010–2013 РіРі.

– РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ давать комментарии РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ всей власти, РЅРѕ что касается судебной, то сейчас ликвидировали главные органы, которые были сдерживающим фактором РІ РґРµСЏС‚ельности судебной системы. Рменно обращение РІ Р’РљРљРЎ, Р’РЎР® всегда было таким сдерживающим фактором, ведь СЃСѓРґСЊСЏ понимал, что может быть привлечен Рє РѕС‚ветственности.

Р’Рѕ всем РјРёСЂРµ существует процедура оценки деятельности судебной системы. Этим должны заниматься органы, которые сформированы РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РёР· СЃСѓРґРµР№, РЅРѕ СЃ СѓС‡Р°СЃС‚ием РґСЂСѓРіРёС… институтов власти, чтобы было РІРёРґРЅРѕ, что СЃСѓРґСЊРё действуют РІ РёРЅС‚ересах общества Рё СЃРїСЂР°РІРµРґР»РёРІРѕ, РєРѕРіРґР° дают оценку деятельности СЃРІРѕРёС… коллег. Рђ СЃРµР№С‡Р°СЃ такая ситуация, что только ленивый РЅРµ С…очет люстрации СЃСѓРґРµР№. Р’ РјРµР»РєРёС… городах везде РІРёСЃСЏС‚ плакаты РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ люстрации, причем эту люстрацию может возглавлять СЃСѓРґСЊСЏ, РІ РѕС‚ношении которого сейчас идет уголовное расследование, рассматривается дело РІ СЃСѓРґРµ, либо РѕРЅ отстранен Р’РљРљРЎ. РќРѕ РѕРЅ собирает РІРѕРєСЂСѓРі себя мошенников, Рё РѕРЅРё начинают терроризировать СЃСѓРґС‹.

РњРѕР№ РїСЂРѕРіРЅРѕР· таков, что Высший совет юстиции будет сформирован нескоро – лишь РєРѕРіРґР° успокоится ситуация РІ РіРѕСЃСѓРґР°СЂСЃС‚РІРµ, Р±СѓРґСѓС‚ избраны Рё СЃС„ормированы стабильные Рё Р»РµРіРёС‚имные органы власти: парламент, Кабмин. РўРѕРіРґР° придет очередь Рё Р’ысшего совета юстиции Рё Р’РљРљРЎ.

Анатолий Марцинкевич, секретарь Совета СЃСѓРґРµР№ Украины

– 5 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ состоится заседание Совета СЃСѓРґРµР№ Украины, РЅР° котором РјС‹ рассмотрим РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ С‚РѕРј, РєРѕРіРґР° будет проведен съезд СЃСѓРґРµР№. Если дата съезда будет назначена, соответственно, РЅР° нем Р±СѓРґСѓС‚ подняты РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые РЅРµ Р±С‹Р»Рё решены РЅР° предыдущем съезде – избраны новые члены Высшего совета юстиции Рё С‚. Рґ.

РЇ считаю, что поголовно увольнять СЃСѓРґРµР№ – это ненормально. Эту процедуру можно применять лишь Рє С‚ем, кто действительно совершал нарушения. РЈ РЅР°СЃ есть 8 С‚ыс. СЃСѓРґРµР№, Рё РЅРµР»СЊР·СЏ говорить Рѕ С‚РѕРј, что всех РёС… нужно уволить или люстрировать. Необходимо четко разобраться СЃ С‚еми, кто нарушал закон, РЅРѕ есть ведь Рё С‚акие, кто РІСЃСЋ жизнь работал честно Рё РґРѕР±СЂРѕСЃРѕРІРµСЃС‚РЅРѕ. РЇ РґСѓРјР°СЋ, что Сѓ СЌС‚РёС… СЃСѓРґРµР№ проблем РЅРµ Р±СѓРґРµС‚.

Святослав Пограничный, глава Первой правовой медиагруппы

– Практика применения Закона «Рћ РІРѕСЃСЃС‚ановлении доверия Рє СЃСѓРґРµР±РЅРѕР№ власти РІ РЈРєСЂР°РёРЅРµ» показала, что далеко РЅРµ РІСЃРµ готовы соблюдать принципы независимости СЃСѓРґР°. Р’ С‡Р°СЃС‚ности, это стало понятно РІ СЃРІРµС‚Рµ последних событий, РєРѕРіРґР° представители общественности выступили СЃ СѓРіСЂРѕР·Р°РјРё РІ Р°РґСЂРµСЃ СЃСѓРґРµР№, штурмовали Рё «РјРёРЅРёСЂРѕРІР°Р»Рё» отдельные СЃСѓРґС‹. РќРѕ РІРµРґСЊ необходимо, чтобы законы РЅРµ РїСЂРѕСЃС‚Рѕ принимались, Р° СЃРѕР±Р»СЋРґР°Р»РёСЃСЊ всеми гражданами. РљСЂРѕРјРµ того, недоработанный характер закона Рё РЅРµСЃРѕРіР»Р°СЃРѕРІР°РЅРЅРѕСЃС‚СЊ некоторых его РЅРѕСЂРј СЃ РґРµР№СЃС‚вующим законодательством РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє С‚РѕРјСѓ, что возникают РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ РїРѕР»РЅРѕРјРѕС‡РЅРѕСЃС‚Рё органов судебной системы, процедуре избрания РёС… РЅРѕРІРѕРіРѕ состава.

Рдею законопроекта «РћР± РѕС‡РёС‰РµРЅРёРё власти» СЏ РІ С†РµР»РѕРј поддерживаю, ведь нельзя отрицать, что необходимо исключить РёР· системы власти лиц, которые тем или иным образом скомпрометировали себя. Очищение власти РѕС‚ таких лиц является неотложным требованием общества Рё РЅРµРѕР±С…одимым условием перехода РЅР° качественно РёРЅРѕР№ уровень государственного управления. Однако сам этот закон необходимо доработать, ведь РІ РїСЂРµРґР»РѕР¶РµРЅРЅРѕР№ редакции значительная С‡Р°СЃС‚СЊ предписаний РЅРѕСЃРёС‚ противоречивый характер.

Повернутися до переліку розділу