hotline
 kor

Новини та повідомлення


ОГЛЯД ЗМІ. «Започаткованих у судовій системі процесів достатньо для відновлення довіри до судів, якісного аналізу суддівського корпусу та його оновлення», – Голова ВРЮ

29.03.2016

(Матеріал публікується мовою оригіналу)

Видання: «Р®СЂРёРґРёС‡РµСЃРєР°СЏ Практика»
Номер видання: № 13 (953)
Автор: Олексій Насадюк

Высший совет юстиции, будучи конституционным органом, уполномоченным вносить представления Рѕ назначении Рё увольнении судей, Р° также осуществлять дисциплинарное производство РІ отношении судей высших специализированных СЃСѓРґРѕРІ Рё Верховного РЎСѓРґР° Украины, играет важную роль РІ продолжающемся процессе очищения судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР°. Новый состав Р’РЎР® приступил Рє исполнению СЃРІРѕРёС… полномочий РІ РёСЋРЅРµ прошлого РіРѕРґР° Рё Р·Р° девять месяцев работы успел внести представления РѕР± увольнении 840 судей, РёР· которых 323 — РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ нарушением РїСЂРёСЃСЏРіРё СЃСѓРґСЊРё. Рћ новых форматах работы Рё практике рассмотрения резонансных «РјР°Р№РґР°РЅРѕРІСЃРєРёС…» дел, эффективности процессов очищения судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР°, фактической деполитизации Р’РЎР®, Р° также Рѕ переменах, ожидающих Р’РЎР® после внесения изменений РІ Конституцию Украины, «Р®СЂРёРґРёС‡РµСЃРєРѕР№ практике» рассказал председатель Высшего совета юстиции РРіРѕСЂСЊ Бенедисюк.

О политическом влиянии

— Комментируя то или РёРЅРѕРµ решение Р’РЎР®, РІС‹ обращали внимание, что Совет работает РІ неполном составе, РІ частности, РІ его работе РЅРµ принимают участия Генпрокурор Рё министр юстиции. Тем РЅРµ менее РёС… самоустранение РІС‹ приводите РІ качестве примера фактической деполитизации Р’РЎР®. Так какая РІСЃРµ-таки кадрово-политическая ситуация сложилась РІ Высшем совете юстиции?

— РўРѕ обстоятельство, что Р’РЎР® работает РЅРµ РІ полном составе, безусловно, недостаток. Случается, что для принятия решения РѕР± увольнении СЃСѓРґСЊРё нам РЅРµ хватает всего РѕРґРЅРѕРіРѕ голоса (законом установлено, что для принятия какого-либо решения нам необходимо РјРёРЅРёРјСѓРј 11 голосов). РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, международные институции рекомендуют исключить РёР· состава Совета министра юстиции Рё Генерального РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рё нивелировать любое РґСЂСѓРіРѕРµ влияние РЅР° Высший совет юстиции СЃРѕ стороны как исполнительной власти, так Рё законодательной. Так что РґРµ-факто это требование выполняется.

Р’ то же время РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ назначены члены Р’РЎР® РїРѕ квотам парламента Рё ученых. Ресли РІ последнем случае РІРѕРїСЂРѕСЃ больше технический, то Сѓ законодательного органа РЅРµ должно быть препятствий для быстрого заполнения своей квоты. Почему парламент этого РЅРµ делает, СЏ РЅРµ понимаю. РќРѕ РІ системной СЃРІСЏР·Рё СЃ теми исками, которые подаются Рє Высшему совету юстиции Рё отдельным его членам, РІ том числе адвокатами (последний РёСЃРє подан Екатериной Коваль, Ростиславом Кравцом Рё РРЅРЅРѕР№ Рафальской), Р° особенно СЃ учетом РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, содержащихся РІ исковых требованиях, РїРѕ моему мнению, можно говорить Рѕ попытках парализовать работу Р’РЎР®. Если исключить РёР· состава Совета еще трех членов, Сѓ нас РЅРµ будет РєРІРѕСЂСѓРјР°, Рё работать РјС‹ РЅРµ сможем.

Высший совет юстиции можно критиковать за те или иные решения, но если работу этого органа заблокировать, не останется вообще никаких механизмов, и обновление судейского корпуса станет невозможным. Тогда-то и наступит тот коллапс, о котором все говорят.

— Можно ли утверждать, что Р’РЎР® сейчас — аполитичный орган?

— Политическое влияние РЅР° членов Высшего совета юстиции нивелировано, даже РІ случае назначения членов Р’РЎР® политическими органами — Рё парламент, Рё Президент выбирают кандидатов РёР· судей, которые представляют судебную систему Рё несут ответственность прежде всего перед ней, Р° РЅРµ перед назначившим органом. Ведь это назначение временное, через определенное время ты возвращаешься РІ судебную систему Рё, чтобы РЅРµ стать РІ ней изгоем, должен быть справедлив Рё независим.

О приоритетах

— Какие приоритеты были Сѓ Р’РЎР® РЅР° разных этапах его деятельности?

— РњРЅРµ сложно судить РѕР±Рѕ всех приоритетах Р’РЎР®, поскольку СЃРІРѕСЋ работу РјС‹ начали лишь РІ РёСЋРЅРµ прошлого РіРѕРґР°. РќРѕ данные статистики очень показательны. Взять, Рє примеру, количество увольнений судей РїРѕ особым обстоятельствам: РІ 1998 РіРѕРґСѓ таких увольнений было четыре, РІ 1999-Рј — семь, потом — 10, 20, 13… РІ 2010 РіРѕРґСѓ — 49, РІ 2015-Рј — 310. Столь высоких показателей больше РЅРё Р·Р° РѕРґРёРЅ РіРѕРґ РЅРµ было. Р’РѕС‚ вам Рё приоритеты.

— Рђ если говорить Рѕ приоритетах вашей каденции?

— Наш приоритет РѕРґРёРЅ — восстановить доверие Рє судебной системе. Рпрозрачность нашей деятельности должна этому способствовать. Хотя Рё здесь есть сложности. Так, РІ европейской практике дисциплинарные производства РІ отношении судей РЅРµ являются открытыми, Сѓ нас закон разрешает проводить закрытые заседания РІ исключительных случаях. РњС‹ решили, что рассматривать дисциплинарные дела РІ рамках закона Рѕ восстановлении доверия Рє судебной власти будем исключительно РЅР° открытых заседаниях. РњС‹ должны показать обществу, что процесс идет. Нарушения, допущенные СЃСѓРґСЊСЏРјРё, РІ массе своей были столь кричащими, что РёС… следует рассматривать публично, чтобы РІСЃРµ понимали, кто Рё Р·Р° что должен быть привлечен Рє ответственности.

О процедурах

— Что изменилось РІ работе Высшего совета юстиции после перезагрузки Рё РїСЂРёС…РѕРґР° РЅРѕРІРѕРіРѕ состава?

— РЎ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј нашего состава РІ Высшем совете юстиции поменялась концепция деятельности. Напомню: было изменено законодательство, Рё 17 членов Р’РЎР® теперь работают РЅР° постоянной РѕСЃРЅРѕРІРµ (раньше только четыре). Соответственно, изменился Рё формат работы. РњС‹ приняли новый регламент, внедрили автоматическое распределение дел между членами Р’РЎР®.

РљСЂРѕРјРµ того, согласно Закону Украины «РћР± обеспечении права РЅР° справедливый СЃСѓРґ», были введены новые дисциплинарные взыскания Рё изменены процедуры рассмотрения дел. Этим также объясняется новый формат работы.

Раньше Р’РЎР® РјРѕРі привлечь СЃСѓРґСЊСЋ Рє ответственности Р·Р° нарушение РїСЂРёСЃСЏРіРё независимо РѕС‚ того, РІ СЃСѓРґРµ какой инстанции РѕРЅ работает. Теперь РјС‹ четко разграничили компетенцию Высшей квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё судей Украины Рё Высшего совета юстиции. РњС‹ придерживаемся позиции, что РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ дисциплинарной ответственности судей первой Рё второй инстанций относятся Рє компетенции Высшей квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё судей Украины, Р° судей высших СЃСѓРґРѕРІ Рё Р’РЎРЈ — Рє компетенции Высшего совета юстиции.

Отдельно следует отметить, что если речь идет о дисциплинарной ответственности судьи, то необходимо провести четыре заседания: сначала открыть дисциплинарное производство на заседаниях секции и Совета, а потом в такой же последовательности рассмотреть вопрос по существу.

— Р’С‹ говорите Рѕ четырех заседаниях, Р° сколько времени суммарно занимает рассмотрение РѕРґРЅРѕРіРѕ дела?

— Рассмотрение РѕРґРЅРѕРіРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃР° РЅР° заседании секции занимает час-РґРІР°. Случается, что заседание Совета РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ длится около трех-четырех часов. Рэто без учета времени обсуждения РІ совещательной комнате. Р’СЃРµ зависит РѕС‚ сложности дела Рё обстоятельств, которые необходимо выяснить.

— РџРѕ «С‚иповым» делам Сѓ вас уже сформирована правовая позиция или рассмотрение каждого случая начинается СЃ нуля?

— «РўРёРїРѕРІС‹С…» дел нет. Можно говорить лишь РѕР± определенных категориях дел, предусмотренных законом. Рљ примеру, РІ делах «РјР°Р№РґР°РЅРѕРІСЃРєРёС…» судей, открытых РїРѕ заключениям Временной специальной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ проверке судей СЃСѓРґРѕРІ общей юрисдикции, предметом жалоб являются решения РѕР± административном аресте активистов, лишении автомайдановцев права управления транспортным средством, решения Рѕ взятии РїРѕРґ стражу РІ рамках уголовного производства. Р’ этих категориях дел есть «С‚ипичные» нарушения, РЅРѕ степень ответственности каждого СЃСѓРґСЊРё разная. Р’ фактически аналогичных ситуациях СЃСѓРґСЊРё действовали абсолютно РїРѕ-разному. Так что каждое решение РјС‹ детально обсуждаем, расследуем каждый СЌРїРёР·РѕРґ.

— Рђ СЃСѓРґСЊРё, обжалуя ваши решения, также РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ индивидуальную аргументацию или оформляют РІСЃРµ РїРѕ шаблону?

— Сложно сказать, насколько РёС… жалобы шаблонны. Ведь каждый ссылается РЅР° обстоятельства своего дела. Р’ РѕРґРЅРѕРј случае это был РѕРґРёРЅ СЌРїРёР·РѕРґ, РІ РґСЂСѓРіРѕРј — серия. Где-то РјС‹ сочли нарушением рассмотрение СЃСѓРґСЊСЏРјРё дел РІ ночное время…

В последнее время типовым можно назвать обжалование сроков привлечения к дисциплинарной ответственности. После того как Высший административный суд Украины вынес первое решение и сказал, что нами нарушен годичный срок, практически в каждом новом иске на наше решение указывается это обстоятельство.

О судоочищении

— Если обобщить, какая практика складывается СЃ рассмотрением дисциплинарных дел РїРѕ заключениям Р’РЎРљ?

— Нами РїРѕ состоянию РЅР° 18 марта рассмотрено уже 37 дел РёР· 41, открытого РЅР° основании заключений Р’РЎРљ. Р’ отношении 23 судей РјС‹ внесли представления РѕР± увольнении Р·Р° нарушение РїСЂРёСЃСЏРіРё. Часть материалов передали РІ Р’РљРљРЎ, поскольку считаем, что СЃСѓРґСЊСЋ следует РЅРµ уволить, Р° привлечь Рє дисциплинарной ответственности. Можно сказать, что практически РІРѕ всех случаях РјС‹ усматриваем РІ действиях СЃСѓРґСЊРё дисциплинарные нарушения, РЅРѕ коллегиально РїСЂРёС…РѕРґРёРј Рє заключению, что допущенные нарушения РЅРµ свидетельствуют Рѕ нарушении РїСЂРёСЃСЏРіРё.

РљРѕРіРґР° РјС‹ РІРёРґРёРј, что СЃСѓРґСЊСЏ достаточно квалифицирован, считаем, что следует дать ему возможность работать дальше. РџРѕ нашему мнению, уже сам факт открытого, публичного рассмотрения дела РІРѕ Р’РЎР® пойдет РЅР° пользу РЅРµ только СЃСѓРґСЊРµ, дело которого РјС‹ рассматриваем, РЅРѕ Рё всей судебной системе. Как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РІ народе, «Р·Р° РѕРґРЅРѕРіРѕ битого РґРІСѓС… небитых дают».

Вместе с тем уже сейчас в стране намечается катастрофический дефицит с судейскими кадрами. Сегодня внесено около 1000 представлений на увольнение и назначение парламентом: не реализовано около 700 представлений ВККС и более 300 представлений ВСЮ, в том числе на увольнение за нарушение присяги и на общих основаниях.

— РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, периодически звучат призывы Рє полной перезагрузке судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР°.

— Эти призывы РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј популистские. Процессов, которые ныне запущены РІ судебной системе, достаточно для восстановления доверия Рє судам, проведения качественного анализа судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР° Рё его обновления. Начато квалификационное оценивание судей, Рё проводится РѕРЅРѕ Р’РљРљРЎ довольно эффективно. Естественно, ожидать результата уже сейчас — преждевременно, поскольку процедура длительная: полное оценивание РѕРґРЅРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё занимает около РґРІСѓС… дней.

— РСЃС…РѕРґСЏ РёР· поступающих Рє вам материалов, скажите, насколько эффективна, РїРѕ вашему мнению, люстрационная проверка, проводимая Минюстом.

— РњРЅРµ сложно судить РѕР±Рѕ всей люстрационной проверке. Если же говорить Рѕ делах, которые находятся РІ нашем производстве, то РѕРЅРё РЅРµ подтверждают эффективности люстрации. РР· 69 поступивших Рє нам материалов большая часть касается судей РёР· Донецкой Рё Луганской ­РѕР±Р»Р°СЃС‚ей, которые своевременно РЅРµ подали заявлений Рѕ проверке Рё РЅР° этом основании подлежат увольнению. РќРѕ РІ существующих условиях достаточно проблематично установить тот факт, что СЃСѓРґСЊРё были надлежащим образом информированы Рѕ начале такой проверки. Также было выяснено, что задолго РґРѕ начала проверки СЂСЏРґ судей обратились СЃ заявлениями РѕР± увольнении СЃ должности СЃСѓРґСЊРё. Это также ставит РїРѕРґ сомнение возможность увольнения таких судей РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ люстрации. Закон требует уволить СЃСѓРґСЊСЋ РІ месячный СЃСЂРѕРє после подачи соответствующего заявления, Рё тот факт, что Р’РЎР® Рё Р’РљРљРЎ тогда РЅРµ работали, нельзя вменять РІ РІРёРЅСѓ СЃСѓРґСЊРµ.

Также есть РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ относительно судей, РЅР° которых формально распространяется люстрация. Если говорить РѕР± уже рассмотренных делах, то РјС‹ приняли лишь РѕРґРЅРѕ решение Рѕ внесении представления РѕР± увольнении — РІ отношении бывшего председателя Высшего хозяйственного СЃСѓРґР° Украины Виктора Татькова. Наше решение обжаловано. Сейчас РјС‹ ждем решения Р’РђРЎРЈ Рё, возможно, Р’РЎРЈ РїРѕ этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ.

Рљ самому люстрационному закону есть РјРЅРѕРіРѕ претензий. Причем РЅРµ только СЃРѕ стороны судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР° — его раскритиковали международные эксперты. Есть СЂСЏРґ обращений РІ Конституционный РЎСѓРґ Украины относительно его конституционности. Р РјС‹ РЅРµ хотим РІ этой ситуации допустить ошибки Рё навредить РІ том числе имиджу судебной системы.

— РўРѕ есть РІС‹ ждете, что дело Татькова станет прецедентом, предопределив, как Р±СѓРґСѓС‚ рассматриваться РґСЂСѓРіРёРµ аналогичные представления?

— Да. Это будет прецедентным делом. РњС‹ СѓРІРёРґРёРј, как СЃСѓРґ будет применять люстрационный закон, Рё соответственно отработаем наши процедуры.

По мнению общественности, увольнение судей по люстрации должно происходить при выявлении определенных обстоятельств, таких как несоответствие уровня жизни доходам, но ни одного подобного материала в Высшем совете юстиции нет. Все дела связаны с неподачей заявлений, отказом пройти проверку либо касаются судей, занимавших определенные должности в предыдущих составах ВККС и ВСЮ, в советский период работавших в КГБ.

— Почему, РїРѕ вашему мнению, процесс очищения судебной власти тормозится Рё способен ли судейский РєРѕСЂРїСѓСЃ РЅР° самоочищение РІ принципе?

— Считаю, что сегодня есть РІСЃРµ возможности для самоочищения судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР°, РІ том числе СЃ использованием механизмов, задействованных Высшим советом юстиции. РќР° СѓСЂРѕРІРЅРµ Р’РљРљРЎ Рё Р’РЎР® нет какого-либо блокирования.

Другой РІРѕРїСЂРѕСЃ, что механизмы люстрации очень индивидуальны для каждого государства. Рочень сложно заимствовать чей-то опыт. РљСЂРѕРјРµ того, РѕРЅРё сложны для реализации РЅР° законодательном СѓСЂРѕРІРЅРµ. РњС‹ РІРёРґРёРј, что принятые законы, РІ частности закон, РЅР° основании которого действовала Р’РЎРљ, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, РЅРµ совсем хорошо выписаны РІ части процедур. До СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ завершена работа Р’РЎРљ, Рё ее текущий статус вызывает множество РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. Рљ примеру, РІРѕРїСЂРѕСЃ СЃСЂРѕРєРѕРІ привлечения СЃСѓРґСЊРё Рє ответственности — РѕРЅ также порожден законодателем, РЅРµ совсем четко прописавшим соответствующие РЅРѕСЂРјС‹. Другое дело, что РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ Р’РЎР® Рё Р’РђРЎРЈ существующие законодательные положения трактуются РїРѕ-разному.

Р’СЃРµ ожидают быстрых перемен. РќРѕ РЅРёРіРґРµ ничего быстро РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. Р’ РѕРґРёРЅ день РЅРµ заработала Сѓ нас СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, политическая система также РЅРµ работает надлежащим образом. Звучат призывы увольнять РЅРµ только всех судей, РЅРѕ Рё всех РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРІ, всех министров, сейчас события разворачиваются так, что РЅРµ исключены Рё перевыборы парламента… РќРѕ Р±СѓРґСѓС‚ ли новые органы лучше?

Можно ли обвинять судебную власть РІ том, что РѕРЅР° РІ одночасье РЅРµ заработала так, как того ожидало общество? Давайте смотреть РЅР° вещи объективно. РџРѕ моему мнению, процессы запущены, пусть Рё реализуются РЅРµ очень быстро. РќРѕ СЏ опасаюсь, что СЃРєРѕСЂРѕ судебная власть столкнется СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ проблемой — соответствующего наполнения судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР°. Работать судьей РІ современных условиях чрезвычайно сложно. Р РєРѕРіРґР° РІСЃРµ Р±СѓРґСѓС‚ ожидать справедливого правосудия, судебная система РЅРµ сможет его обеспечить РІ разумные СЃСЂРѕРєРё РёР·-Р·Р° отсутствия квалифицированных судей.

— Какие варианты РїСЂРё таком развитии событий РјРѕРіСѓС‚ быть Сѓ законодателя Рё власти вообще?

— Р’ первую очередь нужно уволить судей, РІ отношении которых внесены соответствующие представления. Р’Рѕ вторую — назначить судей, прошедших РІСЃРµ необходимые процедуры. Квалификационное оценивание РѕРЅРё РїСЂРѕР№РґСѓС‚ позже, РЅРѕ уже сейчас СЃРјРѕРіСѓС‚ нормально работать.

О критике

— Почему Р’РЎР® стал чуть ли РЅРµ основным объектом критики РІ вопросах очищения судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР°?

— РњРЅРµ кажется, ожидания критикующей нас части общества сводились Рє тому, что РјС‹ будем увольнять всех судей, каждого, кто Рє нам попадет. Схематичный, формальный РїРѕРґС…РѕРґ Рє увольнению даже РЅРµ требовал Р±С‹ деятельности Р’РЎР®. РќРѕ РјС‹ понимаем, что уволить всех — РЅРµ выход. РњС‹ РЅРµ можем забывать Рѕ законе, забывать, что СЃСѓРґСЊРё имеют право РЅР° справедливое рассмотрение своего дела.

Другое дело, что такая тотальная критика (сказать, что СЃРѕ стороны активистов, было Р±С‹ оскорбительным для действительно активистов) — это также определенное влияние. Ресли РјС‹ будем ему подвержены, то утратим независимость. Этот фактор следует учесть всем, кто пытается РЅРµ предусмотренным законом СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј влиять РЅР° Совет. Если считаете, что Р’РЎР® РІ нынешнем составе работает неправильно, то используйте механизмы, чтобы сформировать идеальный Р’РЎР®, как РІС‹ его себе представляете.

— РќР° заседаниях Р’РЎР® случалось так, что адвокаты заявителей РІ СЃРІРѕРёС… выступлениях полемизировали прежде всего СЃ Р’РЎР®, Р° РЅРµ СЃ докладчиком или судьей-ответчиком. Так РІСЃРµ-таки Р’РЎР® — это арбитр или сторона противостояния?

— РЇ Р±С‹ хотел, чтобы РјС‹ были арбитром. Рљ сожалению, так РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅРµ всегда. РњС‹ работаем РІ непростое время. Члены Р’РЎР® — тоже люди, подверженные эмоциям. РќРѕ, как РјРЅРµ кажется, РЅРµ РІСЃРµ адвокаты, представляющие стороны РІ процессе, занимают конструктивную позицию Рё РЅРµ РІСЃРµ надлежащим образом исполняют СЃРІРѕРё обязанности. РћРґРЅРё используют эти дела для откровенного пиара, РґСЂСѓРіРёРµ пытаются решить какие-то СЃРІРѕРё РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј дело СЃСѓРґСЊРё Николая Чауса: адвокаты пытались убедить нас уволить его РЅРµ РїРѕ «РјР°Р№РґР°РЅРѕРІСЃРєРѕРјСѓ» делу, Р° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ слушанием резонансного дела Корбана. Ситуация непростая, Рё нас обвиняли Р±С‹ РїСЂРё любом нашем решении. РњС‹ приняли решение, которым отказали РІ увольнении этого СЃСѓРґСЊРё. РЇ РЅРµ берусь давать оценку действиям СЃСѓРґСЊРё Чауса РІ деле Корбана — РѕРЅ должен быть свободен РІ СЃРІРѕРёС… решениях, как должны быть СЃРІРѕР±РѕРґРЅС‹ Рё РјС‹. РЈ нас есть установленные процедуры, РІ соответствии СЃ которыми РјС‹ обязаны действовать. Рэто наше решение — уволить СЃСѓРґСЊСЋ или дать ему второй шанс.

О перспективах

— Р’РІРёРґСѓ продолжающегося конституционного этапа судебной реформы каким будет РЅРѕРІРѕРµ амплуа Высшего совета юстиции, если предложенные изменения реализуются?

— Рзменения РІ Конституцию закладывают достаточно РјРЅРѕРіРѕ серьезных новаций для деятельности Высшего совета правосудия (так будет называться орган, Рє которому перейдут полномочия Р’РЎР®). РћРґРЅР° РёР· основных — новый РїРѕСЂСЏРґРѕРє формирования: большинство состава Р’РЎРџ Р±СѓРґСѓС‚ представлять СЃСѓРґСЊРё, избранные СЃСѓРґСЊСЏРјРё. Здесь СЏ вижу Рё определенные СЂРёСЃРєРё. Например, РЅРµ станет ли РїСЂРё принятии решений превалировать корпоративный интерес? Будут ли избранные РІ состав Совета СЃСѓРґСЊРё иметь авторитет, чтобы судить СЃРІРѕРёС… коллег? Как показывает практика, это очень непросто. РљСЂРѕРјРµ того, РѕРЅРё должны быть профессионалами высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ, Рё, СЏ уверен, это должны быть СЃСѓРґСЊРё, представляющие РІСЃРµ СѓСЂРѕРІРЅРё судебной системы.

Следует подумать Рё РѕР± обеспечении определенной преемственности состава Совета. Начинать СЃ нуля работу органа, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, просто, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ — очень сложно (РјС‹ СЃ этим столкнулись). Механизмы назначения следовало Р±С‹ синхронизировать таким образом, чтобы происходила постоянная ротация состава, например РЅР° 30 % через РґРІР° РіРѕРґР°. Это даст возможность обучаться Рё передавать опыт. РњС‹ РЅРµ можем позволить себе каждые четыре РіРѕРґР° начинать РІСЃРµ сначала.

— Р’СЃРµ ли ваши предложения воплощены РІ тексте изменений РІ Конституцию Украины?

— РР· того, что РјС‹ считаем первоочередным, практически РІСЃРµ. РЎ самого начала нашей деятельности РјС‹ настаивали РЅР° включении РІ проект изменений Конституции Украины РґРІСѓС… предложений. Первое — это участие Р’РЎР® РІ бюджетном процессе. РћРЅРѕ нашло СЃРІРѕРµ воплощение РІ тексте законопроекта. Второе наше предложение — относительно обязательности заключений Высшего совета правосудия РїРѕ всем законопроектам, касающимся судебной власти. Рљ сожалению, эта инициатива «РЅРµ прозвучала», наверное, еще Рё потому, что РјС‹ слишком РїРѕР·РґРЅРѕ включились РІ конституционный процесс. РќРѕ РјС‹ настаиваем РЅР° необходимости предоставить такие полномочия судебной системе, ведь РІ Конституции предусматривается, что Р’РЎРџ отвечает Р·Р° обеспечение независимости судей (Р° это РѕРґРёРЅ РёР· элементов независимости), РєСЂРѕРјРµ того, Конституцией РЅРµ ограничивается перечень полномочий Р’РЎРџ — РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть установлены РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ законов. Р’ СЃРІРѕРµ время так было реализовано участие Национального судебного совета РІ законодательном процессе РІ Польше.

— Соответствует ли предложенный конституционный статус вашему тезису, что Р’РЎРџ должен стать представительским органом всей судебной системы?

— Р’ Конституции РЅРµ заложены препятствия для этого. Для практической же реализации необходимо внесение соответствующих изменений РІ законодательство. Как РјРёРЅРёРјСѓРј должна прослеживаться координирующая роль Р’РЎРџ — быть ответственным Р·Р° формирование судейского РєРѕСЂРїСѓСЃР°, имея лишь церемониальное влияние РЅР° назначение Рё дисциплинарные практики судей, невозможно. Р’РЎРџ должен принимать участие Рё РІ обучении, Рё РІ отборе судей, Рё РІ привлечении судей Рє дисциплинарной ответственности. Примеры таких полномочий РІ различных конфигурациях есть РІ Рспании, Рталии.

Если РІСЃРµ Р±СѓРґСѓС‚ делать общее дело, Р° определенный орган — РІСЃРµ координировать, РІ итоге получится лучше, чем РєРѕРіРґР° каждый делает СЃРІРѕСЋ часть.

— Замглавы Администрации Президента Украины Алексей Филатов озвучил тезис, что Высший совет правосудия — это новый орган, который планируется создать РЅР° месте Р’РЎР®. Какова ваша позиция РІ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ правопреемственности?

— Р’ переходных положениях предусмотрено, что Высший совет юстиции трансформируется РІ Высший совет правосудия. Каким путем пойдет законодатель? Возможно, РѕРЅ захочет переизбрать состав. РќРѕ РІ любом случае будет переходный период для обеспечения беспрерывной деятельности Совета — РјС‹ уже увидели, Рє чему РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ блокирование работы Р’РЎР®, Рё повторить эти ошибки нельзя.

Повернутися до переліку розділу