Матеріали ЗМІ

Медаль сцепления (матеріал публікується мовою оригіналу)

17.07.2017

Видання: «Юридическая Практика»
Номер видання: № 27 (1019)
Автор: Ольга Кірієнко

Главным информационным РїРѕРІРѕРґРѕРј для нашей очередной беседы СЃ председателем Высшего совета правосудия (Р’РЎРџ) Ргорем Бенедисюком СЃС‚али итоги первых шести месяцев работы Р’РЎРџ РІ новых законодательных условиях. Как известно, 5 СЏРЅРІР°СЂСЏ СЃ.Рі. вступил РІ силу имплементационный Закон Украины «Рћ Высшем совете правосудия», которым был запущен процесс трансформации Высшего совета юстиции РІ Высший совет правосудия. РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃРµ, который сегодня Сѓ всех РЅР° слуху, — РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ РІ новый Верховный РЎСѓРґ — РјС‹ намеренно РЅРµ делали РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ СѓРїРѕСЂ, сосредоточившись РЅР° извечной проблеме, волнующей служителей Фемиды, — обеспечении независимости, Рё РЅР° РЅРѕРІРѕР№ философии коммуникации СЃСѓРґРѕРІ СЃ журналистами Рё обществом. Также РјС‹ поговорили Рѕ перспективах интеграции национальных судебных институций РІ европейское юридическое сообщество, Рѕ путях решения проблемы кадрового голода РІ судебной системе Рё Рѕ проблемах, СЃ которыми сталкивается Р’РЎРџ РІ своей работе.

 

— РРіРѕСЂСЊ Михайлович, РЅРµ так давно РІС‹ вернулись РёР· Парижа, РіРґРµ проходила Генеральная Ассамблея Европейской сети советов юстиции, расскажите, пожалуйста, какие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ сейчас актуальны для европейского судейского сообщества, отличаются ли РѕРЅРё РѕС‚ тех проблем, которые волнуют украинских служителей Фемиды?

— Как оказалось РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, волнующие наших иностранных коллег, практически ничем РЅРµ отличаются РѕС‚ актуальных для украинских судей проблем, хотя РІ нашем государстве некоторые РёС… РЅРёС…, безусловно, дискутируются более остро. Европейские СЃСѓРґСЊРё считают, что независимость судебной власти РЅРµ представляется неким абсолютом — раз Рё навсегда завоеванной ценностью: этот РІРѕРїСЂРѕСЃ нуждается РІ системном Рё профессиональном РїРѕРґС…РѕРґРµ. Рљ такому пониманию РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рё Украина. РљСЂРѕРјРµ того, РІ свете заявленных нашим государством европейских устремлений РїРѕ пути интеграции должны двигаться Рё судебные институции.

РќР° стезе международного сотрудничества РјС‹ столкнулись СЃ некоторыми сложностями: РїРѕРєР° Украина РЅРµ является государством — членом Европейского РЎРѕСЋР·Р°, Высший совет правосудия (Р’РЎРџ) РЅРµ может стать членом Европейской сети советов юстиции, поскольку это РЅРµ предусмотрено уставом данной международной организации. РќРѕ Рё Р’РЎРџ, Рё представители Европейской сети советов юстиции заинтересованы РІ двустороннем сотрудничестве. РњС‹ готовимся Рє получению статуса наблюдателя, РІ котором, кстати, РґРѕ недавнего времени пребывала Турция. Для нас принципиально важно подписать соответствующий меморандум Рѕ сотрудничестве нынешней осенью, поскольку приоритеты деятельности Европейской сети советов юстиции РЅР° ближайшую перспективу — это независимость судебной власти Рё налаживание надлежащей коммуникации СЃСѓРґРѕРІ СЃ обществом посредством РЎРњР, то есть РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые сейчас, как РЅРёРєРѕРіРґР°, актуальны для судебной системы Украины.

 

— Неужели Рё европейские СЃСѓРґС‹ сталкиваются СЃ разными проявлениями давления, постоянной критикой СЃРѕ стороны политиков Рё общественности?..

— Нападки РЅР° судебную власть сегодня РЅРµ являются редкостью как РІ нашей стране, так РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… государствах Европы, Р·Р° исключением разве что Швеции, РіРґРµ негативные высказывания РІ адрес судебной власти для политиков считаются моветоном. Как было констатировано РІ Парижской декларации «РћР± устойчивом правосудии», принятой РїРѕ итогам проведения Генеральной Ассамблеи Европейской сети советов юстиции, существует большая необходимость РІ системах устойчивого правосудия, которые СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ выдерживать внешнее давление Рё РїСЂРё этом РјРѕРіСѓС‚ приспосабливаться Рє меняющимся потребностям общества. Сегодня, подчеркивают международные эксперты, время испытаний для систем правосудия всей Европы, особенно для ключевых органов судебной власти — советов юстиций. Уважение Рє справедливым Рё беспристрастным судам как ключевой компонент независимой судебной системы ставится РїРѕРґ сомнение РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах. Довольно часто звучат политические высказывания РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ отдельных судебных решений, СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения дел Рё РїСЂ. Судебная система должна быть готовой Рє адекватному реагированию РЅР° такие обвинения.

Нужно признать, что критика РІ адрес СЃСѓРґРѕРІ РЅРµ всегда беспочвенная, особенно если РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј РѕР± Украине. Существующие РІ судебной системе проблемы действительно дают РїРѕРІРѕРґС‹ для порицания, РЅРѕ критика должна быть РЅРµ огульной, Р° конструктивной! Вместе СЃ тем нужно налаживать эффективную коммуникацию СЃРѕ РЎРњР Рё обеспечивать публичность своей работы, чтобы СЃ помощью журналистов донести РґРѕ общества главный месседж: независимость — это РЅРµ прерогатива судей, РЅРµ возможность для защиты корпоративного интереса, это необходимое условие для эффективности судебной системы. Р’ независимости судебной власти должно быть заинтересовано РІ первую очередь само общество!

— Для Украины судейская независимость, равно как Рё восстановление общественного доверия Рє судебной системе, — это РЅРµ просто ключевые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, РЅРѕ Рё главные импульсы для реформирования законодательства. Что РІ этом случае зависит РѕС‚ самих судей, Р° что — РѕС‚ законодателя: скажем, какие первоочередные изменения нужно внести РІ законодательство?

— Шаги, которые уже сделаны РІ рамках судебной реформы (принятие конституционных изменений РІ части правосудия, новых законов Украины «Рћ судоустройстве Рё статусе судей» Рё «Рћ Высшем совете правосудия»), Рё те, которые находятся РІ процессе внедрения (коррекция процессуального законодательства Рё Закона Украины «Рћ Конституционном РЎСѓРґРµ Украины»), позволяют говорить Рѕ том, что судебная власть получила шанс РЅР° независимость Рё РЅР° восстановление общественного доверия. РџСЂРё этом очень важно, чтобы законодатели были последовательны Рё РЅРµ отступали РѕС‚ ранее заявленной концепции реформирования, РІ том числе Рё РІ вопросах финансового Рё пенсионного обеспечения судей. Скажем, сегодня РјРЅРѕРіРёРµ СЃСѓРґСЊРё обеспокоены тем, что РІ рамках нынешней пенсионной реформы, возможно, будет пересмотрен статус СЃСѓРґСЊРё РІ отставке РІ части, касающейся условий пенсии Рё ежемесячного пожизненного денежного содержания. Руководствуясь благими намерениями — необходимостью провести пенсионную оптимизацию Рё снизить финансовую нагрузку РЅР° государственный бюджет, представители законодательной Рё исполнительной власти РјРѕРіСѓС‚ нарушить сбалансированность профильного судейского закона РІ вопросах материального Рё пенсионного обеспечения судей…

 

— РќРѕ ведь СЃСѓРґСЊСЏРј Рє этому РЅРµ привыкать. Вспомнить хотя Р±С‹ судебную реформу образца 2010 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° СЃСѓРґСЊСЏРј обещали поэтапное увеличение должностных окладов, которое впоследствии заморозили, Р° потом Рё РІРѕРІСЃРµ ограничили оклады минимальным размером…

— РЎСѓРґСЊСЏРј, конечно, РЅРµ привыкать, РЅРѕ Рё представители законодательной власти, инициируя подобные изменения, должны прогнозировать возможные СЂРёСЃРєРё. Главный СЂРёСЃРє РІ случае СЃ пенсионной реформой — коллапс работы апелляционных СЃСѓРґРѕРІ. Рменно РІ этих инстанциях сейчас работает большое количество опытных судьей, которые имеют 20-летний стаж, дающий РёРј право РЅР° отставку, Рё РІ случае СЃ изменением условий пенсионного обеспечения РјРЅРѕРіРёРµ РёР· РЅРёС… РїСЂРёРјСѓС‚ решение покинуть судебную систему. Рбез того непростая кадровая ситуация (РІ некоторых апелляционных инстанциях сегодня осталось работать РЅРµ более 30 % судей!) осложнится еще Рё тем, что оперативно заполнить образовавшиеся вакансии РЅРµ удастся. Нужно будет проводить конкурсные процедуры, РІ которых СЃРјРѕРіСѓС‚ принимать участие РЅРµ только СЃСѓРґСЊРё, имеющие как РјРёРЅРёРјСѓРј пять лет судейского стажа, РЅРѕ Рё ученые-юристы Рё адвокаты СЃ семилетним опытом профессиональной деятельности. Для этого понадобится РјРЅРѕРіРѕ времени.

Каковы последствия блокирования работы апелляционных судов?.. Это означает, что большая часть судебных решений в нашем государстве не вступят в законную силу: дела просто некому будет рассматривать. Судей нельзя заставить работать, им нужно создать надлежащие условия для работы.

 

— Понятно, что сейчас РІСЃРµ силы Высшей квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё судей Украины (Р’РљРљРЎ) направлены РЅР° реализацию самого масштабного РІ истории Украины кадрового проекта РїРѕРґ названием «Р’ерховный РЎСѓРґ». Р’СЃРєРѕСЂРµ Рє процессу формированию РЅРѕРІРѕР№ наивысшей судебной инстанции страны присоединится Рё Р’РЎРџ. После завершения «РІРµСЂС…РѕРІРЅРѕРіРѕ» РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° можно ли будет как-то синхронизировать процессы кадровой комплектации первой Рё второй инстанций Рё ускорить процедуру формирования апелляционных СЃСѓРґРѕРІ?

— Рљ сожалению, оперативно решить проблему кадрового голода РІ апелляционных инстанциях РЅРµ получится РІ силу специфики законодательной процедуры назначения судей. Р’ случае СЃ заполнением вакансий РІ апелляциях РјС‹ рассчитываем РЅР° кадровый потенциал первых инстанций — судей-«РїСЏС‚илеток». РќРѕ Рё РёС… нынешние кадровые ресурсы также иссякают, Рё, как РІС‹ знаете, РЅРµ так давно Р’РљРљРЎ объявила РєРѕРЅРєСѓСЂСЃ примерно РЅР° 600 РІР°РєР°РЅСЃРёР№ РІ местных судах. Поэтому самый оптимистический РїСЂРѕРіРЅРѕР· — объявление РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° РІ апелляционные СЃСѓРґС‹ РІ сентябре СЃ.Рі. Рё завершение всех кадровых процедур РІ следующем РіРѕРґСѓ. Причем параллельно СЃ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРѕРј нужно будет проводить Рё квалификационное оценивание судей апелляций, чтобы РІСЃРµ СЃСѓРґСЊРё были РІ равных условиях РІ плане материального обеспечения.

В такой непростой кадровой ситуации мы бы могли пойти по пути Португалии, где предусмотрены определенные квоты на вхождение в суды для представителей разных юридических профессий: судей, адвокатов, ученых-юристов. Тогда можно будет сначала провести конкурс на вакансии по судейской квоте, купировав тем самым кадровую проблему в судах, а потом уже заполнять лимит адвокатов и ученых-юристов, которым, очевидно, понадобится некоторое время для адаптации к судейской профессии. Но сомневаюсь в поддержке такой идеи законодателем.

 

— Р’ последние несколько лет украинские СЃСѓРґСЊРё активно осваивают РЅРѕРІРѕРµ коммуникационное направление — налаживают эффективное взаимодействие СЃРѕ РЎРњР. РќР° ваш взгляд, готовность Рє ­РїСѓР±Р»РёС‡РЅРѕСЃС‚Рё — это С‚ребование для всех судей или только для избранных (судей-спикеров)?

— Думаю, что это требование для всех судей. Независимость Рё подотчетность — это РґРІРµ стороны РѕРґРЅРѕР№ медали: чем больше подотчетность судей, тем сильнее РёС… независимость. Хотят СЃСѓРґСЊРё того или нет, РЅРѕ сегодня общественный интерес Рє РёС… деятельности очень велик, СЃСѓРґСЊРё стали публичными фигурами. Причем элемент публичности заложен РЅР° законодательном СѓСЂРѕРІРЅРµ: подача СЃСѓРґСЊСЏРјРё деклараций, мониторинг РёС… образа жизни, открытость судебных процессов, кадровых Рё дисциплинарных процедур Рё РїСЂ.

Р’ условиях такой прозрачности важно профессионально донести РґРѕ общества, что именно РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ судебных процессах РІ частности Рё РІ судебной системе РІ целом. Р РІ этом случае очень важна роль журналистов Рё судей-спикеров. Понятно, что СЃСѓРґСЊСЏ РЅРµ сможет каждый день коммуницировать СЃ прессой — давать интервью или комментировать дело, которое находится Сѓ него РІ производстве, поскольку это запрещено Кодексом судейской этики. РќРѕ РѕРЅ может рассказать Рѕ принятом решении своему коллеге, который переведет его СЃ юридического языка РЅР° общедоступный, РЅРµ исказив РїСЂРё этом суть решения, Рё квалифицированно Рё РІ доступной форме донесет правовую позицию СЃСѓРґР° РґРѕ общественности.

 

— Рђ нужен ли сегодня судебной системе коммуникационный лидер: человек или орган (судебная инстанция), который будет выполнять функции главного «СЂСѓРїРѕСЂР°» РѕС‚ всей судебной власти?

— РќР° законодательном СѓСЂРѕРІРЅРµ такой орган четко РЅРµ определен, РЅРѕ СЃ учетом функций, которые выполняет сегодня Р’РЎРџ, СЃ учетом нынешней роли этого органа РІ судебной системе, думаю, РјС‹ сможем стать коммуникационным лидером. Другой РІРѕРїСЂРѕСЃ, РІ каком формате будет происходить взаимодействие СЃ журналистами Рё обществом. РќР° РјРѕР№ взгляд, нам нужно реорганизовать пресс-центр судебной власти, который сможет оперативно реагировать РЅР° сообщения относительно судей, появляющиеся РІ медийном пространстве, Рё централизованно доносить позицию судебной власти РїРѕ тем или иным вопросам РґРѕ общественности.

Сейчас, нужно признать, такого «СЂСѓРїРѕСЂР°» Сѓ судебной системы нет, РЅРѕ над его созданием РјС‹ работаем. РќР° базе Р’РЎРџ создана коммуникационная платформа — Коммуникационный комитет системы правосудия, объединивший РІСЃРµ центральные органы РІ сфере судебной власти. РњС‹ также положили начало развитию отношений СЃСѓРґРѕРІ СЃРѕ РЎРњР, создав комитет РїРѕ взаимодействию судей Рё медиа, цель которого — решать информационные Рё медийные проблемы судебной системы Рё судебной журналистики Рё содействовать РІ налаживании конструктивного диалога между судами Рё РЎРњР, РєРѕРѕСЂРґРёРЅРёСЂСѓСЏ работу РїРѕ этим направлениям.

 

— Р’ СЃРІРѕРёС… публичных выступлениях РІС‹ РЅРµ раз подчеркивали, что обеспечение независимости судей — главная задача для Р’РЎРџ. Достаточно ли Сѓ вас законодательного инструментария, кадрового ресурса Рё, главное, времени для выполнения этой РЅРѕРІРѕР№ для Совета функции СЃ учетом РґСЂСѓРіРёС… приоритетов — решения текущих кадровых Рё дисциплинарных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ?

— Рљ сожалению, внушительное количество задач, которые стоят перед Высшим советом правосудия, РЅРµ дают нам возможности оперативно выполнять РІСЃРµ возложенные законодателем РЅР° Р’РЎРџ функции. Количество дисциплинарных жалоб, которые сейчас находятся РЅР° рассмотрении, времени практически РЅРµ оставляет. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РјС‹ понимаем, что эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРµ терпят промедления, РёС… решение будет способствовать наведению РїРѕСЂСЏРґРєР° РІ судебной системе, РЅРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ — объективно оцениваем ситуацию: для оперативного рассмотрения дисциплинарных дел наших ресурсов, кадровых, финансовых, материально-технических, недостаточно.

Главная проблема заключается в отсутствии помещения. Сейчас мы не можем укомплектовать штат дисциплинарных инспекторов, поскольку этим специалистам невозможно предоставить надлежащие условия для работы: людей просто негде разместить! Хотя именно институт дисциплинарных инспекторов был призван существенно разгрузить работу членов ВСП, дав им возможность помимо дисциплинарных дел рассматривать и другие не менее важные вопросы. Кроме того, оптимизировать и ускорить работу ВСП поможет электронный документооборот, над полноценным внедрением которого во многие процессы, в том числе дисциплинарные, мы сейчас работаем. Когда все эти механизмы и институты будут эффективно функционировать (хочется верить, что это произойдет еще при нынешней каденции ВСП!), деятельность Высшего совета правосудия станет более оперативной и результативной.

 

— Возвращаясь Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ обеспечения судейской независимости, отмечу, что РІ реестре сообщений судей относительно вмешательства РІ РёС… деятельность РїРѕ осуществлению правосудия, размещенном РЅР° сайте Р’РЎРџ, содержится уже около 150 Р·Р°СЏРІР»РµРЅРёР№. Как РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ процедура РёС… рассмотрения сейчас: поскольку ситуации бывают разными, рассматривать сообщения РІ хронологическом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, очевидно, РЅРµ стоит?

— Дело РІ том, что направление РїРѕ обеспечению независимости судей Рё авторитета правосудия только осваивается. Обязанность обращаться СЃ сообщением Рѕ вмешательстве РІ деятельность РїРѕ осуществлению правосудия РІ Р’РЎРџ Рё Рє Генеральному РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ, которая содержится РІ части 4 статьи 48 Закона Украины «Рћ судоустройстве Рё статусе судей», СЃСѓРґСЊСЏРјРё трактуется широко Рё РЅРµ всегда правильно. Некоторые СЃСѓРґСЊРё, следуя народной мудрости «Р»СѓС‡С€Рµ перебдеть», включают РІ понятие «РІРјРµС€Р°С‚ельство РІ осуществление правосудия» факты (действия, явления, события), которые РІСЂСЏРґ ли можно считать его проявлением. Например, расценивают любые газетные публикации СЃ упоминанием своей фамилии как вмешательство РІ осуществление правосудия.

Но есть ситуации, которые действительно требуют оперативного вмешательства ВСП, например, когда речь идет о внесении сведений в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) относительно принятия судьями заведомо неправосудного решения. По одному из таких обращений ВСП уже принимал решение: мы публично обратились в Генеральную прокуратуру Украины с представлением о выявлении и привлечении к установленной законом ответственности лиц, совершивших действия, нарушающие гарантии независимости судьи. В соответствующей реакции и оценке нуждаются и обращения судей относительно публичных заявлений власть имущих или представителей правоохранительной системы и органов досудебного расследования, в которых ставится под сомнение принятое судом решение или утверждается, что оно заведомо неправосудное, а также о политических призывах принять то или иное решение.

 

— Каковы же инструменты реагирования Р’РЎРџ РЅР° такие факты?

— Наш РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ инструмент реагирования — публичное обращение РІ компетентные органы, РІ частности РІ Генеральную прокуратуру Украины, поскольку главный рычаг воздействия РЅР° любую власть — это народ. Р’ независимости судебной власти, СЏ повторюсь, должно быть заинтересовано РІ первую очередь само общество! Конечно, нередко реакцией РЅР° публичные обращение Р’РЎРџ являются стандартные отписки, РЅРѕ РІ этом случае, как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, РІРѕРґР° камень точит: Рё РјС‹ РІРёРґРёРј, что ситуация постепенно начинает меняться.

 

— Проблема внесения сведений РІ ЕРДР относительно вынесения СЃСѓРґСЊСЏРјРё заведомо неправосудного решения как РѕРґРЅРѕ РёР· самых распространений проявлений вмешательства РІ осуществление правосудия, Рѕ котором РІС‹ говорили, появилась уже давно, точнее — практически сразу после принятия РЅРѕРІРѕРіРѕ Уголовного процессуального кодекса Украины, положениями которого предусмотрена фактически автоматическая стадия открытия уголовного производства. Ваше видение: как можно решить эту проблему?

— Проблема уголовной ответственности судей Р·Р° принятое решение актуальна РЅРµ только для Украины, РЅРѕ Рё для РґСЂСѓРіРёС… государств, например, этот РІРѕРїСЂРѕСЃ остро стоит РІ Молдове. Рхотя, как показывает практика, такие уголовные производства РІ отношении судей РЅРµ имеют перспективы РІ судах, этот инструмент как элемент воздействия РЅР° СЃСѓРґ Сѓ органов досудебного расследования довольно востребован. Поэтому РјС‹ инициировали создание СЃ Генеральной прокуратурой Украины совместной рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ (предварительная договоренность РѕР± этом уже есть) для того, чтобы проанализировать соответствующие уголовные производства Рё прийти Рє какому-то консолидированному мнению. РќРµ исключаю, что РјС‹ придем Рє общему знаменателю относительно необходимости декриминализации статьи 375 Уголовного кодекса Украины Рё совместно СЃ ГПУ инициируем этот РІРѕРїСЂРѕСЃ перед законодателем.

 

— Р РІ завершение нашего разговора практически философский РІРѕРїСЂРѕСЃ: чего РЅРµ хватает украинским СЃСѓРґСЊСЏРј для реальной, Р° РЅРµ номинальной независимости?

— РЈ судей сегодня нет главного — внутренней уверенности РІ своей независимости. Другой РІРѕРїСЂРѕСЃ, что эта внутренняя уверенность должна основываться РЅР° определенных факторах. Р’ первую очередь — РЅР° высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ знаний Рё профессиональной подготовки: СЃСѓРґСЊСЏ должен быть профессионалом своего дела, чтобы никто РЅРµ РјРѕРі указывать ему, как нужно делать СЃРІРѕСЋ работу. Рђ для того, чтобы РІ судебную систему пришли высококвалифицированные юристы, РєСЂРѕРјРµ статуса РёРј нужно предложить что-то взамен: достойное финансовое Рё организационно-техническое обеспечение, возможность повышать СЃРІРѕР№ уровень знаний Рё развиваться РІ профессиональном плане, Р° также достойный уровень РЅРµ только физической, РЅРѕ Рё социально-экономической защиты. Нельзя забывать, что, защищая общество, СЃСѓРґСЊСЏ находится РЅР° переднем крае Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ преступностью.

РќРµ менее важна РІ этом случае эффективная Рё слаженная работа органов, которые обслуживают (РЅРµ РїРѕР±РѕСЋСЃСЊ этого слова) судебную систему: Р’РЎРџ, Р’РљРљРЎ, Государственной судебной администрации Украины, — основанная РЅР° комплексном, научном РїРѕРґС…РѕРґРµ Рє решению кадровых Рё материально-технических РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. Прибавьте Рє этому доверие общества Рё уважение СЃРѕ стороны власть имущих Рё политиков — РІРѕС‚ те факторы, РЅР° основании которых будет формироваться внутренняя уверенность судей РІ своей независимости. РЇ, конечно, нарисовал очень идеалистическую картину…

 

— …главное, чтобы РѕРЅР° РЅРµ оказалась утопической, Рё РјС‹ РІ РѕР±РѕР·СЂРёРјРѕРј будущем сможем увидеть независимое судейское сообщество Украины. Спасибо Р·Р° беседу!

Повернутися до переліку розділу